Казакова Анастасия Николаевна «Развитие теории, методологии и практики компьютерного эксперимент в социально-экономических исследованиях и задачах управления»
В настоящее время, особенно в моменты кризиса, все предприятия, прежде чем запустить новый метод ведения бизнеса, либо модель продвижения на рынке, часто проводят эксперименты и маркетинговые исследования, с целью распределить бюджет оптимально.
Эксперимент - сформированный и существующий метод проверки гипотезы, основанный на теоретических представлениях о связи между характеристиками изучаемого объекта. Ограничения в применении эксперимента:
1. Его можно провести только над теми объектами, в которых можно выделить структуру переменных.
2. Допустимо введение экспериментального фактора.
3. Возможно наблюдение и измерение изменений, происходящих в объекте.
С развитием компьютерной техники появился новый уникальный метод исследования - компьютерный эксперимент. Компьютерный эксперимент - это эксперимент над математической моделью объекта исследования на компьютере, который состоит в том что, по одним параметрам модели вычисляются другие ее параметры и на этой основе делаются выводы о свойствах объекта, описываемого математической моделью.
Компьютерные эксперименты сейчас очень часто применяются на предприятиях, так как с помощью них можно протестировать, на сколько эффективный выбранный путь развития предприятия, рекламной компании, на сколько рационально используется выделенный бюджет, а также спрогнозировать экономическую ситуацию на ближайшее будущее.
Стратегия создания специальной методики и программы для накопления и статистического анализа результатов компьютерного эксперимента:
Рисунок 1 - Создание методики
Теория планирования эксперимента взяла своё начало с факторного планирования, которое было впервые рассмотрено Фишером в 1930-х гг. Основная суть заключается в построении экономических планов, по результатам проводимых измерений, в тех точках, в которых можно проводить процедуры статистических выводов о неизвестных параметрах регрессии [1, 37]
Эксперименты, где объектом служит реальная экономика или её модельные образы, называются экономическими. Подходы относительно новой ветви экономической науки -экспериментальной экономики -основаны на опытной проверке предположений. Объектом служит реальная экономика или ее модельные образы.
В модельно имитационных экспериментах, экономическая реальность подменяется ее модельными образами, а с 1950 - 1960-х гг. - математическими моделями. Данный подход эффективен, так как вычислительная техника может оперировать моделями в любом месте, любых обстоятельствах и с любой скоростью.
Некоторые экономические явления не поддаются моделированию, особенно те, где важно поведение и психологическое составляющее человека, в частности менеджерские способности, образование и деятельности предприятий, акционерных обществ, финансовых групп.
Для того, чтобы решить эти проблемы, учёные проводят достаточно сложные эксперименты, с помощью которых появляются человеко-машинные модели, которые могут создать ту или иную обстановку вокруг экспертов и сгенерировать человеческие реакции на обстановку. Такая экспертная деятельность влияет на рост компетентности людей, которые могут проанализировать проблему изнутри, в специальном ракурсе или системном виде [2, 112].
Можно сделать вывод, что компьютерные эксперименты в социально-экономических исследованиях производят причинно - следственные связи, играют значительную роль катализатора деятельности экспертов, помогают оценить эффективность новых моделей, рентабельность планируемых затрат. С помощью собранных статистических данных, можно прогнозировать деятельность рекламных кампаний, а так же общей путь развития предприятия. Проблемы, которые возникают в основных бизнес - процессах, связанные с человеческим фактором, решаются с помощью появления компьютерных экспериментов, так как можно проводить исследования где удобно, когда удобно, не зависимо от времени и скорости работы. В результате появляется обобщенная технология модельноигровых экспериментов.