Экономические аспекты проблемы прав человека.
Сокращение зон нищеты, голода и болезней. Зоны нищеты и голода в системе человек—общество—природа возникли и развились давно. Они особенно обострились в эпоху, когда усилилась неравномерность экономического и политического развития государств. Данная проблема наиболее злободневна для развивающихся стран. На Земле теперь голодающих больше, чем когда-либо в истории человечества. Согласно прогнозу секретариата Конференции ООН по торговле и развитию соотношение между развитыми и слаборазвитыми странами составляет примерно 1: 60, т.е. на каждую развитую страну приходится примерно 60 слаборазвитых государств.
Причин нищеты и голода в развивающихся государствах множество. Среди них следует назвать неравноправное положение этих стран в системе международного разделения труда; господство системы неоколониализма, ставящей своей основной целью закрепление и по возможности расширение позиции сильных государств в освободившихся странах.
Основным направлением борьбы против нищеты и голода является реализация принятой ООН Программы нового международного экономического порядка (НМЭП), которая предполагает, во-пер- вых, утверждение в международных отношениях демократических принципов равенства и справедливости, во-вторых, безусловное перераспределение в пользу развивающихся государств накопленных богатств и вновь создаваемых мировых доходов; в-третьих, международное регулирование процессов развития отсталых стран.
Сущность проблемы «прав человека».
Личные права являются правами каждого, и, хотя часто именуются гражданскими, не связаны напрямую с принадлежностью к гражданству государства, не вытекают из него. Считаются прирождёнными и неотъемлемыми для каждого человека независимо от его гражданства, пола, возраста, расы, этнической или религиозной принадлежности. Необходимы для охраны жизни, достоинства и свободы человека. К личным правам обычно относят:
· Наказуемость только по суду — запрет внесудебной расправы;
· Неприкосновенность личности;
· Свобода передвижения и выбора места жительства;
· Неприкосновенность переписки;
· Запрет принудительного труда;
· Неприкосновенность собственности (некоторыми правоведами относится к экономическим; во Франции признано одним из основных личных прав со времён Великой французской революции[24]).
· Свобода совести и вероисповедания
Политические
· Равенство перед законом — отсутствие сословий;
· Свобода совести — право иметь любые убеждения, в том числе исповедовать любую религию или не исповедовать никакой;
· Свобода слова и печати — запрет цензуры;
· Свобода собраний — право проводить собрания как в закрытом помещении, так и под открытым небом;
· Свобода союзов — право создавать союзы не спрашивая разрешения;
· Право обращений.
Социальные
· Трудовые права (право на труд и свободу труда);
· Право на охрану семьи, материнства, отцовства и детства;
· Право на социальное обеспечение;
· Право на охрану здоровья и медицинскую помощь;
· Право на восьмичасовой рабочий день, на справедливые условия труда, равную оплату за труд равной ценности и т. д.
Культурные
· Свобода языка — право получать образование на родном языке и объясняться на родном языке на собраниях;
· Свобода наук и искусств (свобода литературного, научного и других видов творчества и преподавания);
Экологические
- Право на благоприятную окружающую среду;
- Право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды;
- Право на возмещение ущерба, причинённого здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Наряду с охарактеризованными выше глобальными проблемами, обычно относимыми к разряду приоритетных, существуют и другие сложные проблемы, которые в последнее время также приобрели глобальный характер. Специалисты отмечают, что конфликтные ситуации «нового поколения» особенно стали проявляться уже после окончания «холодной войны» и связаны они преимущественно со столкновениями культур, этносов, религий, вопросами нравственности общественного поведения. Если говорить конкретнее, то к числу подобных проблем, как правило, относят: 1) национализм; 2) преступность; 3) терроризм; 4) наркоманию; 5) дефицит демократии.
Национализм – это идеология и политика в национальном вопросе, в основе которых лежит трактовка нации как высшей ценности и формы общества. В определенных, взвешенных дозах национализм не представляет большой угрозы для нормального развития общества. Но если его идеологи делают ставку на национальное превосходство, национальную исключительность, то он может принять и такие крайние формы, как шовинизм, расизм и, как ныне часто говорят, воинствующий национализм. Воинствующий национализм находит наиболее яркое выражение в этнических (этнолингвистических) конфликтах. Эти конфликты характерны прежде всего для многонациональных государств, которых в мире около 60, и государств с более или менее значительными национальными меньшинствами (их примерно столько же). Они имеют сложный, противоречивый и долговременный характер, а в основе их могут лежать территориальные споры, к которым добавляются исторически накапливавшиеся обиды, воспоминания о пережитом национальном угнетении и тем более геноциде, длительная взаимная отчужденность и вражда. Исламский фундаментализм % течение ислама, которое – как подчеркивается во многих отечественных исследованиях – ставит своей целью укрепить веру в фундаментальные источники этой религии, привести нормы общественной и личной жизни в соответствие с заповедями ислама, заставить верующих неукоснительно выполнять предписания Корана и шариата, утверждать основы исламской экономики
Глобальный характер в наши дни приобрело и такое явление, как преступность. Во-первых, потому, что в большей или меньшей мере оно свойственно всем странам мира, особенно если иметь в виду разнообразие возможных административных, хозяйственных, уголовных и других преступлений. И, во-вторых, потому, что ныне в мире существуют уже международные преступные синдикаты.
На рубеже XX и XXI вв. в мире возникло новое и крайне опасное явление – международный терроризм, который следует рассматривать как глобальный вызов современному обществу, не имеющий аналогов в мировой истории.
При рассмотрении других глобальных проблем нельзя не обратить внимания на еще одну проблему, которая является в какой-то мере производной от охарактеризованных выше. Речь идет о проблеме беженцев.
Согласно Конвенции ООН 1951 г. о статусе беженца и Протоколу 1967 г., беженцем считают лицо, которое «в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений…».
Наряду с «классическими» беженцами в последнее время стали выделять особую категорию экологических беженцев. Некоторые из них вынуждены покидать родные места на сравнительно небольшой срок – в связи с тем или иным стихийным бедствием или ухудшением общей локальной ситуации. Но в случаях, когда деградация природной среды приобретает очень большие и к тому же необратимые размеры, подрывающие сами основы жизнеобеспечения, отток населения может происходить и на постоянной основе. Поскольку точного учета экологических беженцев пока нет, общую их численность в разных источниках оценивают также не одинаково. Для середины 1990-х гг. назывались цифры в 17 и 26 млн человек.