Новейшие теории
1.МодельТехнологического отрыва (Дж.Хикс)
Часть стран получает монопольные преимущества временного хар-ра на основе разработки и реализации новых технологий и инноваций
2. Внутриотраслевая торговля
Специализация на подвиде, пользующемся макс. спросом и удовлетворение всех ост. Потребностей в данном товаре за счет импорта.
3.Теория реализации эффекта от масштаба
4.Концепция жизненного цикла товара
Страна донор – страна реципиент.
1 этап- возникновение товара (рост кривой по стрелка потребления производства и времени внизу)
2. рост
3. зрелость (производство ниже потребления на 2 и 3 )
4.исчезновение (пересечение производства и потребления ) насыщение рынка своей страны, перенос производства в другую страну,
Теория стадий роста. Американский ученый Уолт Ростоу в 1960 г. сформулировал свою теорию стадий экономического роста (а фактически стадий экономического развития) в книге «Стадии экономического роста: не- коммунистический манифест». В ней описывается пять основных стадий роста экономики страны:
1) традиционное общество (период до конца феодализма), где подавляющее большинство населения занято производством продовольствия, а политическая власть принадлежит преимущественно земельным собственникам;
2) создание предпосылок для подъема, когда происходят существенные изменения в трех непромышленных отраслях — сельском хозяйстве, транспорте и внешней торговле;
3) стадия подъема, когда за сравнительно небольшой промежуток времени в течение нескольких десятилетий идет активная индустриализация, которая вначале охватывает небольшую группу отраслей (лидирующее звено) и лишь позднее распространяется на экономику в целом. Для того чтобы быстрый рост стал самоподдерживающимся, необходимы, во-первых, резкое увеличение доли инвестиций в национальном доходе страны (нормы валового накопления), во- вторых, стремительное развитие промышленности, в-третьих, победа над сторонниками традиционного общества;
4) стадия движения к зрелости (индустриальная стадия) характеризуется как длительный процесс, в ходе которого происходит урбанизация, повышается значение квалифицированного труда, руководство промышленностью переходит от собственников к квалифицированным управляющим-менеджерам;
5) стадия массового потребления, где происходит сдвиг к массовому потреблению товаров и услуг.
Концепция периферийной экономики. Данная концепция имеет длительную историю, но в настоящее время является прежде всего важным элементом теории миросистемного анализа американского ученого марксистской ориентации Иммануэля Валлерстайна. В его теории мировая экономика является капиталистической системой с жесткой иерархией, в которой в виде центра господствуют развитые страны, а все остальные являются их периферией или, в лучшем случае, полупериферией (Китай, Индия, Бразилия, Россия). Основные выгоды от существования такой системы получает центр, а странам периферии войти в состав центра очень сложно.
Концепция сравнительной экономики. Данная концепция сложилась в западной академической среде во многом для преподавания популярного курса «Сравнительные экономические системы» (Соmparative Economic Systems). В России его аналогом является курс «Экономика зарубежных стран». В настоящее время концепция сравнительных систем концентрируется на наиболее известных национальных социально-экономических моделях (называя их экономическими системами), исследуя прежде всего их особенности и причины возникновения этих особенностей, в первую очередь исторические и культурные. Концепция сравнительной экономики является традиционным инструментом исследования экономики стран и регионов мира
Концепция модернизации. Данная социокультурная концепция близка теории стадий экономического роста тем, что в центре ее внимания находится становление индустриального общества. Среди экономических аспектов она большое внимание уделяет становлению частной собственности и товарного обмена и вытекающим из этого последствиям, прежде всего формированию свободного индивидуума. Концепция модернизации разделяет первичную 26 индустриализацию (в странах-пионерах) и вторичную, догоняющую (в странах догоняющего развития), обращая внимание на то, что заимствование современной технологии (т.е. индустриализация экономики) без изменения институтов не означает полноценной модернизации (как это было, например, в СССР). В то же время модернизация не требует обязательной вестернизации и предполагает сохранение в модернизирующихся странах самобытности.
Теория единой цивилизации. В основе социокультурной теории единой цивилизации лежит либеральная идея о постепенном движении всех стран мира к единому политическому, социальному и экономическому строю — либеральной демократии. По мнению современных сторонников этой теории, подобный строй уже достигнут на Западе, а когда его достигнут остальные страны мира по мере их либерализации, то мир превратится в единое общество и поэтому наступит как бы «конец истории», как выразился один из известных авторов этой теории, американец японского происхождения Фрэнсис Фукуяма.
Теория столкновения цивилизаций. Американский профессор Самуэл Хантингтон утверждает, что мир остается многополярным и включает восемь главных цивилизаций: западную, исламскую, индуистскую, китайскую, японскую, православную, африканскую и латиноамериканскую. Согласно этой теории, связи усиливаются не столько между цивилизациями, сколько внутри них, тяготея к ключевым странам этих цивилизаций. В результате мир, по мнению профессора Хантингтона, — это не единая цивилизация, а набор разных цивилизаций, между которыми есть много общего, но немало и различий, которые не стираются. Из социокультурной теории столкновения цивилизаций вытекают важные экономические выводы. Так, согласно этой теории, в мире и мировой экономике уменьшается роль Запада и возрастает значение азиатских цивилизаций — в середине ХХ в. на Западную Европу, Северную Америку, Австралию и Океанию приходилось около 2/3 мирового ВВП, а сейчас — менее 1/2, одновременно вес азиатских стран вырос с 1/8 до 2/5. Вероятно, в будущем 27 экономическая мощь будет распределена между цивилизациями более равномерно, чем сейчас.