Смена критических методов (класс-м, ром-м, реал-м)
1. Зарождение и развитие рус.критики (18 в.) 1730-1780 г.г.
Нормативно-жанровая критика (класс-м+сентим-м); язык и слог, стилистические и грамматические критерии = становление русского классицизма; критика «изящного искусства»
2. 19 в. 20-е, 30-е г.г.
(ром-м + философская романтическая критика)
Философия, народность, романтизм, проблемы творчества, требования века.
Романтическая критика: требования народности, пропаганда теории романтизма гражданственно-патриотического характера.
Возвышенные романические представления о родли поэта, истоки вдохновения творчества; идеи немецкой философии (Гегель) у Надеждина.
= важнейший период критика романтическо-философская
3.1840-50-е г.г.
Становление и развитие реалистической критики. Конкретно-эстетическая критика Белинского.
4.1850-80-е г.г.
Эстетическая, почвенническая, органическая критика.
Узловая фигура – Белинский (натур.школа) . От него Дружинин (период примирения с действительностью). И от Белинского же Чернышевский (о превосходстве жизни над искусством). В итоге такого деления образовались 2 метода: 1. Критика эстетическая (Дружинин, Боткин, Анненков) 2. Реальная критика (Чернышевский, Добролюбов, Писарев).Оппозиционные и тому и другому методу это: 3. Органическая критика (Аполлон Григорьев) 4. Лит.-критическая концепция, восходящая к православию – почвенничество(Достоевский, Страхов).
70-80-е г.г. –критика субъективно-социологическая (под реальным углом зрения в свете общественной психологии (Михайловский))
5. Критика конца 19 – начала 20 в.в.
- народническая (Михайловский, Скобичевский)
- Философско-эстетическая (Иванов-Разумник)
- Марксистская (Богданович, Плеханов, Воровский)
- Религиозно-философская (Соловьев)
- Интуитивная (Айхенвальд)
- Модернистская (предсимволизм, акмеизм, футуризм)
- эстетическая критика Брюсова
Целостный подход к развитию и наследию русской литературы (Розанов)
6. Литературная критика 20-30-х г.г.
Полицентристская модель, критика разных группировок:
- вульгарно-социологическая (пролеткульт)
- конструктивизм (Зелинский)
- утилитаристская критика (ЛЕФ, футуристы)
- ультраклассовая (РАПП)
- эстетическая (Серапионовы братья, Перевал)
- реалистическая (обэриу)
- независимая (Мандельштам)
- критика литературы русского зарубежья (Адамович, Ходасевич)
7. Литературная критика 30-х – сер. 50-х г.г.
Моноцентрическая модель, 1 направление – соц. Реализм.
Партийная критика
8. Критика 50-60-х г.г.
«оттепель» - 2 съезд советских писателей.
- писательская критика (Федин, Леонов, Симонов)
- творческие индивидуальности (Макаров, Щеглов)
- критика «Нового мира» (Твардовский, Виноградов, Лакшин)ЖУРНАЛ
- критика «Юности»(Рассадин, Михайлов)ЖУРНАЛ
9. критика 70-80-х г.г.
Постановление ЦК КПСС «О литературной художественной критике», в котором: литературно-общественная атмосфера, типы литературной критики, сохранение творческих индивидуальностей (Селезнев, Золотусский, Кожинов, Роднянская), переоценка классической литературы, полемика и противостояние критиков
10. критика конца 20-го, начала 21-го в.в.
Становление независимости критики.
-продолжаются современные литературные дискуссии
Большую роль играет интернет
- появляются «тусовки», и понятие аналитика (Роднянская, Новиков, Иванова)
- «возвращенная литература» с разных точек зрения (Корякин, Горбачев, Клямкин, Кожинов, Глушкова)
Критика полемичная
- обсуждение спорных позиций
Вопросы: проблема памяти, прошлого, национальное и интернациональное в литературе, прочтение классиков
Формирование современной литературной ситуации