в основу конструкции положено игровое начало.(69г). 88г-первая публикацияв газ. «Трезвость и культура». Интертекстуальность. Жанр- поэма -> параллель (аллюзия) с поэмой «Мертвые души» Гоголя, с Радищевым «Путешествие из Петербурга в Москву» (по композиции-названия глав-станции маршрута по владимирской ж/д), угадываются интонации сентименталистской прозы Карамзина. Включенность многих имен и цитат (напр. Римский-Корсаков). Реминисценции (непрямая цитата, пересказанная своими словами). Весь текст пронизан мотивом выпивки – резвернутая трагическая метафора жизни и мотивом замкнутого пространства. Смешение высокого и низкого. Тотальная ирония. Ускользание реальности.
Мотив выпивки здесь эпатажно идентифицир-ся с самой жизнью: «Мы все как бы пьяны, только каждый по-своему, один выпил больше, другой – меньше» «И на кого как действует: один смеется в глаза этому миру, другой плачет на груди этого мира. Одного уже вытошнило, и ему хорошо, а другого только начинает тошнить». Философствующий герой-алкоголик носит имя автора поэмы, совпадают даже некоторые детали биографии, но это лишь литерат-я игра. Москва и Кремль в поэме выступают в кач-ве многозначного символа тотального подавления личности, замкнутого, бесчеловечного простр-ва, откуда стремится вырваться Венечка. Петушки же, напротив, представляются неким Эдемом, воплощением земного рая, где всегда поют птицы, цветет жасмин и где героя ожидают рыжеволосая красавица и чудесный младенец. Венечке не дано достичь своего рая, так в карнавальной аранжировке воплощ-ся экзистенциальная тема трагизма человеч-го существования.
Круг исторических и лит-х имен, упоминаемых в тексте поэмы, чрезвычайно широк, но главное заключ-ся в том, что Ерофеев в своем произведении дерзко трансформирует христианскую тему. Образ забулдыги Венечки, несмотря на присущие ему черты бурлеска, в значительной мере написан «под Христа». Подобно Христу, герой в мыслях обращ-ся к Богу-Отцу. Подобно Христу, он неизменно деликатен и терпим в отнош-ии к людям, выступая принципиальным противником всякого насилия. У него нетрудно вызвать слезы, он готов посочувств-ть (и налить) каждому Герой терпим, сострадателен по отношению к людям. Библейские ориентиры приобретают печальный характер. Герой погибает, пригвожденный шилом к полу (параллель с Иисусом Христом) У Ерофеева библейская тема впервые погружается в карнавальное действие, от комического к трагическому. Он дерзко смешивает высокую лит-ру, библейскую лексику с простонародной. Герой носит имя автора и даже некоторые детали из биографии совпадают, но это всего лишь литературная игра.. С библейской легендой поэму связывают и Ангелы Господни, беседующие с героем, правда, у Ерофеева это лукавые и коварные существа, которые обманывают малодушного героя, провоцируют его унижение и промахи (обманули, сказав, что в ресторане есть херес; обещали разбудить утомленного Венечку, и он проспал всю станцию). В поэме присутствует и Сатана, искушающий героя предложением броситься с поезда на полном ходу.
Все предшественники Ерофеева обращались к евангельской легенде серьезно, у Ерофеева сакральная тема погружена в смеховое повест-е, включена в карнавальное действо, обеспечивающее стремит-ую динамику от комического к трагич-му. Важнейшее худож-ое открытие Ерофеева состоит в дерзновенном смешении высокой литературной, библейской лексики с разговорной, простонародной, брутальной. Такую дерзость мог себе позволить только писатель с абсолютным лингвистическим слухом. Тургенев-о ря.Чехов-в чел дБ все прекрасно
Короче, Гоголь (жанр поэма), радищев (Путеш из Пб в москву), дост (мотив двойничества, блуждения,философ вопросы), Тургенев (на уровне стилистики), Бунин, Куприн, Горький (На дне),чехов, Шукшин (чудак), Пушкин, Толстой (Анна каренина -брошусь под поезд), Блок ("Соловьиный сад" - человек уволен за пьянку и прогулы)
Москва и Кремль – символ тотального подавления личности, замкнутого пространства, откуда пытается вырваться Венечка. Петушки – описание земного рая, место, где всегда поют птицы, цветет жасмин, живет рыжеволосая возлюбленная с младенцем, который умеет говорить «ю». Но до этого Эдема герой не доберется: идеал недостижим.Другая проза(ерофеев, петрушевская «свой круг», кураев «ночной дозор» и др)другая эстетика, в основе которой лежит универсально-понимаемый пинцип относительности, изменчивости, полифонизма, диалог с хаосом. Предмет изображения –тошнотворность жизни и потемки человеческого сознания, душевное подполье. Герои- люди-толпы, люди соц обочины, маргиналы и аутсайдеры(алкоголики, проститутки, бомжи). При это авторы не морализуют, не проповедуют нравств возрождение,. Выбор предмета(жизнь соц низов), героев-маргиналов, жанра (физиолог очерк), стиль (эстетика ничтожного, маргинального) позволяет говорить об экспулатации традиций натур шк 1840-х гг и формировании нат напр-я в рамках дургой прозы