1 волна.20-30е г. ист. причины – рев. и 1 мир. война. ЛРЗ осознает свою миссию как сохр-ие рус. к-ры, обозначает приоритет идеи памяти, ретроспективный хар-р пр-ий. В 20-х гг. покинули Россию многие поэты и прозаики: Бунин, Набоков, Шмелёв, Зайцев, А.Толстой.
2 волна.40-65е.г. Вторая Мировая война, за которой послед. «холодная война». Набоков «Мнимые величины», И.Елагин, Ржевский,
3 волна 70 – 80 е.г. Наследие 3 волны-особая часть единой РЛ. Предпосылки отъезда различные : от опасности преследования(Аксенов,Львов) до личных причин, связанных прежде всего с отсутствием возможности печататься (Довлатов,Соколов). Но всех объед одно-на родине путь к читателю был закрыт; всех их объединяло неприятие филоофии двуличия, которая поражала совет.общество в 70-е гг. Специфика литературы: Она не утратила своих связей с литературой метрополии. многие писатели уже творч.сложились к моменту отъезда. Проза и поэзия не будут восприн. как явление уникальное лишь потому, что они издавлись или даже были созданы на Западе. Эмиграция 70-х гг. возникла из движения правдадвижения. Реалист. момент в 68 г.- вход рос.войск в бунтующую прагу. Многие писатели вынужденно оказались за рубежом. Андрей Синявский, А. Галич, Коржавин и мн.др. Идеологич.противопоставления. Выбор м/у тюрьмой и эмиграцией. Каждый выбирал свой путь. Связь с историей страны внутриполит.причины. Внешние причины- крах оттепели, преостановка либерализации →правозащитники и диссиденты в лит-ре эмиграции. Протест против жесткой цензуры и унификации лит-ры, идеологизации ее →манифест, альманах «МетрОполь» (по инициативе Ерофеева и Аксенова). Это альтернативная лит-ра. Самиздательский альманах. Намек на андеграунд в названии. Предлагает собрание текстов, которые не вписываются в принят.канон. Вызов, альтернатива, манифест. Тираж 12 экземпляров. Отправлен в соотв.инстанции: союз писателей, ЦК партии. Это был вызов, провокация. Арестов и ссылок не было, а реакция была: возмущение, статьи в прессе, отказ в принятии в союз писателей(→неизбежное обретение статуса тунеядца). Василий Аксенов и др.члены союза писателей отреагировали бурно:демонстративно выходят из союза писат.→нужно дергать из Рос., либо тюрьма (Леонид Бородин) Безвозвратный отъезд из страны, без возможности возвращения. Т.о., кроме идеолог.противост. была и эстетич.альтернатива в образе Метрополя. В.Аксенов, Солженицын, Максимов, Бродский, Некрасов, Войнович, Соколов, Довлатов и др. Взаимодей-е рус.заруб.лит-ры и советск.лит-ры: 78 г. В женеве симпозиум: «Одна или 2 литер-ры?» Жори Нива: нет никакой специфич.эмигрант.лит-ры. лит-ра едина и неотделима. Место проживания не влияет.Пис-ль живет не в Москве, а в истории и в языке. Много общего: язык истории, менталитет, общие темы, проблемы, общая этика, общие создания. Ж-лы эти – эксперементальная площадка, где можно было издавать то, что в Рос.запрещали. Советск. И зарубрусск. Лит. – «взаимоотношение по пр-пу сообщающихся сосудов»(формула Розановой). Идеологич.давление в совет.союзе→активнее издания в тамиздате. При ослаблении давления – возвращение равновесия. Лит.зарубежья 3 волны Стала испытат. полигоном, эксперимент.площадкой, это не какая-то иная лит-ра, испытание новых тем, новых жанров и стилей. ЛРЗ: в ней разраб-сь новое, что было запрещено в сов.союзе. Стилевой минимализм, эстетство, все они не были полит.деятелями, но их стиль письма не впис-ся в рамки соцреализма. Писали в стол, распр-сь в самиздате (рукопись) и тамиздате (заруб. Ж-ы) = альтерн. Лит-ра Слависты считают, что 3 волна – временно отведенный в сторону поток общей сов.лит., и две лит. взаимодействуют м/у собой по принципу сообщающихся сосудов. ЛРЗ – испытательный полигон для запрещ.тем, жанров, стилей. Осн.авторы и их книги: Аксенов – «Остров Крым». Показано изменение сознания советского человека, при том, что главные герои романа – белые. Советские люди показаны не сволочью и зверьем, а людьми нового времени. Довлатов – 20 лет писал, но не публиковался, формируя новеллы в циклы: «Компромисс» - журналистский опыт. «Чемодан» - вещи, с которыми автор едет в эмиграцию.Войнович «приключения Ивана Чонкина»,Соколов «Школа для дураков»(автобиографичен, абосолютн.поток сознания), «Полисандрия»(роман-пародия на все жанры),Лимонов «Это я, Элечка»(неценз.лексика).