В.Распутин, Астафьев, Ф.Абрамов, В.Шукшин – представители деревенской прозы. Изображали судьбы деревни и сельских жителей +личная сопричастность писателей к судьбам деревни изнутри. В н.70-х г.дерев. проза занимала едва ли не лидирующую позицию (мода на русский стиль):
В 1976 году увидел свет вторую книгу Виктора Петровича Астафьева "Царь-рыба". Здесь, в отличие от первой ("Последний поклон"(к.60-х и до 80-х) – поклон патриарх. прошлому, поклон его бабушке и всем землякам), писатель обращается к другой первооснове человеческого существования – к связи "Человек и Природа". Жанр-повествование в рассказах. 12 рассказ, объединен. лирич. героем и мотивом путеш-я. Возвращение повествователя вместе с сыном на родину. Каждый рассказ вполне автономен и самостоят. 2эпиграфа: определ. 2 символич.центра композиции. 1 (лирико-филос.) - из стих. Николая Рубцова: / Молчал, задумавшись, и я привычным взглядом созерцая, зловещий праздник бытия, смятенный вид родного края / Пессимистич. хар-р, изломанный вид природы, лишенный какой-либо устойчивости. 2 (публицистич) – цитата из доклада американ.уч., уверенного в благах технического прогресса: "мы, растения и животные, будем существовать в течение миллиардов лет", если "будем себя вести как следует". Это возможно при условии, что человек ощутит себя органичной частью природного мира и научится соблюдать его законы. Несет оптимистич. заряд.В “Царь-рыбе” поставлено множество важных проблем: философских, нравственных, экологических и социальных. Философ ядро книги выражено в рас. «Капля». Ночевка в лесу. Автор сторожит сон двух подростков сына и сводного брата Кольки. Он думает о жизни и смерти. Капля – своего рода как замедленная съемка, остановивш-ся кадр. На кончике листа застывает и дрожит капля – символ людской, непрочной жизни – предчувствие катастрофы. Продолжение существования каждой капли заключается в слиянии ее с другими, в образовании потока — реки жизни. Финал оптимистичен: герой не заметил, как упала капля, а солнце засияло, и все капли росы засияли =>служение добру и красоте. Экологич. проблема: р. «Царь-рыба». Людей, варварски истребляющих природу, проявляющих в этом истреблении, в корысти свое духовное сиротство, Астафьев называет браконьерами. В поселке Чушь все заним-ся брак-ом. Глав. герой Зиновий Игнатьич Утробин (телесное: «набить утробу», жадность – внутреннее: утроба матери). Этого человека уважают односельчане за то, что он всегда рад помочь советом и делом, за сноровку в ловле рыбы, за ум и сметливость. Это самый зажиточный человек в селе, все делает “ладно” и разумно. Свои навыки Игнатьич часто использует во вред природе и людям: истребляет рыбу без счета, он сознает незаконность своих поступков, боится “сраму”. Заставляла же Игнатьича ловить рыбы больше, чем ему было нужно, жадность, жажда наживы любой ценой, соперничество с братом. Это и сыграло для него роковую роль при встрече с царь-рыбой. Находясь за бортом вместе с осетром, Игнатьич вспоминает всю свою жизнь, дедовские слова :«если есть в тебе что-то хищническое, варначье, не вяжись с ц-р., отпусти», свою юность, что когда-то обидел девушку Глашу (крик души, просит у нее прощения). Повествование от 3-го лица + внутр.монологи героя, нарушение хронологии: прошлое ч/з настоящее. Природа мстит за браконьерство, за хищничество, за издев-во над ней (природа тоже женского рода).
«Старик и море» Хемингуэй. Сантьяго благородный ч-к, он уважительно относится к рыбе, она ему жизненно необходима. В книге «Ц-р» представлены ряды браконьеров – это и Командор, и Грохотало, и Дамка, и Гога Герцев и Утробин и т.д. Совершая насилие над природой, они сами морально разлагаются, «забылся в человеке человек». У каждого из них в прошлом уголовные или нравственные преступления. Все их радости и горести связаны с добычей. Зависть “съедает” этих людей. Все они в итоге наказаны: Дамка оштрафован, у Грохотало отняли крупную рыбу, у Командора погибла дочь, Игнатьич попался на свои же крючки, практичный Гога погибает в тайге, захлебнулся холод водой. Наказан за то, что живет за счет людей, за свою гордыню, он готов уничтожить всякого, кто встает на его пути. Его смерть - это как бы Божья кара за самонадеянное приравнивание себя к Богу.