Сатира в отеч.лит-ре 20 в.пережила годы бурного расцвета и падения. 1-ый взлет ее произ.в н.века после издания в нояб.1905г. «Временного положения о русской печати и свободе слова». Отменялась любая предварительная цензура. Разрешалось открывать собств-е газеты и жур-лы. В 1905—1907 гг.в стране выходило более 300 сатирич-х и юмористич.изданий. Сатирич.жанры бурно развивались в 20-е годы (М. Зощенко, А. Платонов,И. Ильф и Е. Петров). В 30-е годы сатира в отеч.л-ре идет на спад. Попытки возродить сатир.л-ру отн-ся уже к к.60-х-н. 70-х гг 20в. В работе, посвящ-ой «миру сатирического произв-я», С. Голубков утв-т, что наиб. характерные сатирич. книги, как правило, появ-ся в «откровенно застойные, неподвижные периоды отеч. истории». Однако эта связь относительна, ибо созданные произв-я в лучшем случае допускались в печать в усечен. виде, а истолковывались без учета авт.замысла. Примером м.быть тв-во Ф. Искандера, из произв-й которого изымались целые главы, соц.-филос. сказка «Кролики и удавы» задерж-сь с выходом бол. чем на 1,5 десятилетия. И вместе с тем в 70-е г.появл-ся сатирич. пьеса В. Шукшина «Энергичные люди» и его сатир.сказка «До третьих петухов». Сатирич. проза к.20 в. не отл-ся разнообр-м. Ведущ.ее жанром ост-ся короткий рассказ.
Искандер продолжает традиции Салтыкова-Щ, использует аллегорию, гротеск, сарказм. Ф. Искандер к созданию сатир. произв-й обратился в те же годы, что и В. Шукшин. В его твор-ве лирика тоже сосуществует с сатирой и источником юмора яв-тся фольклор .Он никогда не стремился к роли юмориста-развлекателя. Политич.сказка- притча «Кролики и удавы» раскрывает многоступенчатую иерархическую подчиненность в общ-ве, где личная независимость подавляется на всех ур-х. напис.в 1973 г. полна сатиры и глубокого филос.смысла. В сказке раскрывается тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве. перед нами предстает вполне реальная картина жизни общ-ва, замаскированная под фантастич-й мир удавов и кроликов. Родоначальником подобного жанра был еще Салтыков-Щ.с его «Сказками», где под видом животных скрывались реальные типы и хар-ры. Фантаст. мир сказки Искандера предст-н далекой африканской страной, где удавы традиционно поедают кроликов, кролики принимают это как данность, однако считая это несправедлив-ю, а обезьяны, слоны и туземцы придерж-ся сторонней позиции. Изображая эти 2 разных общ-ва, пис.показ-т неожиданный их симбиоз: кролики и удавы при полной своей противополож-ти составляют единое целое. «...кролик, переработанный удавом, превращается в удава. Значит, удавы — это кролики на высшей стадии своего развития» И то, и другое общ-во представляют собой модель тоталитарного идеологизированного общ-ва со всеми сопутствующими атрибутами: гимнами, флагами, маячащим впереди образом светлого будущего, в данном случае его роль играет Цветная Капуста у кроликов. И в том и в другом мире царствует деспотизм, ложь, страх перед вождем, который поддерживается суровыми наказаниями любого свободомыслия. В царстве удавов презиралась слабость, жалость, совесть, шло воспитание жестокости, а всех неугодных сурово наказывали» «Удав, из которого говорит кролик, это не тот удав, который нам нужен». Способы, с пом.кот-х кроликов держат в подчинении, — это страх перед удавами и голословные обещания грядущего благосост-я, символом кот-го в сказке стан-ся миф о Цветной Капусте (над выращиванием этого невиданного овоща работают якобы лучш.кроличьи умы). В общ-ве отсутствует гласность. Король использует средства пропаганды в целях дезинформации. В этом мироустройстве Искандер умещает сразу неск-ко типов авторитарной власти: сталинистского (удавы), брежневского (Король и Королева кроликов). В пр-ии подним-ся проблемы: предател-во, трусость, измена своим идеалам за право быть «допущенным» , судьба личн-ти, восставшей против общ-ва, взаимоотн-я власти и народа, манипулирование обществ-м сознанием. В сказке "К.и у." пародир-ся ликвидация безграмот-ти в СССР. Король кроликов издал указ о всеобщей грамотности. Он приказал заготовить большое кол-во бочек с соком бузины, который использовался в кач-ве чернил, но чернила стояли и начали бродить, превратившись в крепкий напиток и их пили.
Ф.Иск. смотрит на реал-ть без иллюзий, открыто говоря о том, что, пока кролики, раздираемые внутренними противоречиями будут покорно идти на убой, их положение не изм-ся.При этом ему удается гов.об этом с юмором. Автор сч-т, что, если личн-ть пыт-ся бороться с гос-вом, она обречена на поражение. С др.стороны, он уверен, что т-ко сильная, свободная, задумавшаяся лич-ть способна ускорить распад ненавистного гос-ва.
Прочитать
С конца 60-х г.В. Шукшин все настойчивее обращ-ся к сатире, всё сильнее в его тв-ве усил-ся критическая, сатирич.струя.Шукшин «был убеждён, что прямая и беспощадная критика нек-х явлений нужна, необходима». В 1974 г.вых.в свет 1-я его сатирич.повесть «Энергичные люди», затем в этом же г.«Точка зрения»; в 1975 г.«До третьих петухов».Мягкий юмор ранних его рассказов смен-ся едкой иронией. Негодование писателя вызывали такие пороки как бюрократизм, самодовольное чванство мещанина, душевная глухота. Высмеивал эти человеч.пороки в образах тех, кто отмечен внешней значительностью при внутренней пустоте.Смеялся прежде всего над покорностью, душевной леностью. Противен распоясавшийся обыватель. В. Шукшин явно идет от фольклорной традиции, от скоморошества, разыгрывания. С фольклором связан и образ дурака,появляется тоже фольклорный по происхождению тип гада.