Произведения, напис-е на мат-ре деревенской жизни. ДП с 1950-х гг.Личная причастность писателей к судьбе деревни – гл условие ДП.В 1970-е г деревенская проза занимает лидирующее положение в РЛ. Произведения Солженицына. Абрамова, Можаева воспринимаются как скрыто полемичные по отношению к официозу. заговорила об истоках русской жизни, ее корнях. Писатели –деревенщики подготовили общественное сознание к решительной переоценке роли коллективизации в истории страны, сформировали представление о ней кАк о трагедии отлучения человека от земли. Они ставили общечеловеческие проблемы, снимая запрет с проблем экзистенциальных – смысла жизни, смерти. Вопреки официальному мнению о том, что подлинными героями времени должны быть социально активные борцы, деятели, энтузиасты, героями ДП предстали умудренные жизненным опытом старики-праведники, со своим специфическим видением мира, со своей спец.речью, выразители народной нравственности, народных ( и авторских) идеалов ( матрена у солженицына, бабушка катерина петровна у астафьева, иван африканыч у белова, старуха дарья у распутина)Заслугой ДП является возвращение к социальному разноречию, освоение опыта овладения маргинальным яз. Маргинальное-сказовое-слово для 70-80 г становится приемом, расширяющим ее худож опыт.В 70-80 е г внутри ДП формируется неск-ко направлений: 1) историческая проза, представляющая русскую деревню в ореоле трагедии коллективизации, голода, войны (белов «кануны», можаев»мужики и бабы») 2) натурфилософская, или экологическая проза. Пафос ее вывоит за границы собственно ДП в область актуальных забот всего человечества (астафьев «царь-рыба», распутина «прощание с матерой») 3) социально-психологическая проза с ее поиском оптимального сочетания соц.анализа и псих.проблематики («дом» абрамов, ра-зы шукшина).Солженицын «матренин двор» (1958) толчок для нового стилевого течения. (при этом он не явл-ся писателем-деревенщиком).ДП впервые заговорила о неразр-ти св м/д поколениями.Проза возвратила право постановке общечелов-х проблемОтказывалась от узкоклассовых вопросов времени поколений, о смысле жизни, христ.культура, пробл.веры. в лит-ру возвращ-ся христ.начало.ДП вернула в лит философа-мудреца, выразит. Идеи старики.ДП вернула сказовый стиль.В 80-е гг ДП переживает кризис. Страна берет резкий курс на запад. Писатели-деревенщики вступают в онтогонистические отношения с новым временем. Выступают с публикациями, ст, отрицая все происходящее в стране, борьба за деревенскую россию вырастает в противост-ие с настоящей россией.Борис акимов (ставропольский край). Мастер малой прозы.Алексей варламов «дом в деревне» - взгляд дачника.Валентин Распутин:Натурфилософская проза.В центр произведении –катастрофический сюжет. Ситуация смерти. Неизбежности: р-з «последний срок» - противопоставление старшего и мл-го поколений. Героическая трудная жизнь старухи Анны и черствость, сухость детей.«прощание с матерой» ситуация затопления. Смерть целой деревни (1976). «пожар»- горят склады. Поведение людей в ЧП. Иван Петрович Егоров, Савельич, его жена Алена. Продавщица и сторож- пытаются спасти склады. Картина ночного апокалипсиса.Авторская позиция всегда отражена в любимых персонажах – старики и старухи.Категория памяти –укорененность родной земле. + сказовая форма повествования. Распутин жесток молодому поколению. «прощание с матерой» 3 гр.людей: 1- защитники 2- пришлые 3-материнсы, для которых затопление – желание, надежда изменить свою жизнь.У кого нет памяти, у того нет жизни.Использование библейск4ой и слав-й мифологии. «Прощание с матерой» птица-символ умерших, зверек – хозяин острова. + вставная новелла о листвине. + река забвения, смерти. Дарья Пенегина – выразатель гл идеи. В течение 10 лет Распутин ничего не пишет. 1995 появл-ся 2 р-за, 1999 «изба».В.П. Астафьев. КН «последний поклон» поклон прошлому патриархальному.«царь0рыба» повествование в рассказх. (12 р-В) . Расплата , кара за разбой!Ф. абрамов. Дебютировал 1958 г кН 1) «братья и сестры» (тетрология, 4 романа) история семьи Прясленых. История деревни, кот осталась без мужиков. Ост-ся 15-ти летний Михаил Пряслин, опора своей семьи. 1942 деревня Пекашино. 2) продолжением романа «две зимы и 3 лета» 3) «пути и перепутья» - третий роман. 4) роман «дом» 1979. Везде герой Мих.Прялин. Рассказ «поездка в прошлое» напеч 1989 г.Рассказ-завещание (1980 Абрамов умер, р-з напеч. Позже)Вас.Мак.Шукшин. корнями св деревней. Родился на Алтае. Рассказы сосредоточены на судьбах дерев-х жителей.Выдающийся актер и реж-р.Предъявляет галерею типов сельских жителей, большой интерес к самобытным героям – сельским жителям, уже не крестьяне. Но еще не вписавшиеся в город.жизнь. Его волнует не прошлое, а сегодняшний день. Взгляд кинематографичен. Документалиста, снимающего с натуры, крупным планом, интересен социокультурный тип. ПГТ – поселок городского типа.Ставит диагноз явлению – малокультурье. Есть уже чел в новых условиях, по собственному желанию отбрасвают старину , спешат приспособиться к новым условиям. Хотят стать городским жителями.В рассказы Шукшина пишутся по образу сценария, сердцевиной является диалог(монолог). Герои в состоянии с разлада с самим собой. У большинства героев душа болит – и это оборачивается каким-л действием, появляются герои-чудики, нереализованность получает траги-комический эффект, духовное неравновесие приводят к желанию «срезать».Особое явление- кинематограф-ть. Хар-р письма, выбор сюжета, герое. Поступки разные- мб безобидные и обидные. Духовный сдвиг человека, массовый чел интересует шукшина, чаще чудит. Звучит тоска по идеалу.