На развитие литературного процесса 1970 - 2000 гг оказывали влияние международные и внутригосударственные обстоятельства: Пражская веска 1969, чернобыльская трагедия 1986, война в Афганистане 1979-1986, ослабление военно- промышленного комплекса страны, вывод советских войск из стран Западной Европы, объединение Германии, распад Советского Союза и образование СНГ в результате Беловежского соглашения 1991, окончание советской власти и пресечение коммунистической идеологии ввиду так называемого путча 1993, война в Чечне 1994-1996,1999-2004, смена глав государства.
Произошло немало событий литературной жизни, побуждающих читателя к поиску новых ориентиров, новых критериев осмысления и оценки.
Литература 1970-2000 годов не представляет собой единого потока и, как уже справедливо замечено авторами учебных пособий, распадается на периоды: поздний советский (1970- середина 1980х), перестроечный (от середины 1980-до середины 1990х) и постсоветский (с середины 1990-х по настоящее время). В 1990 годы ситуация решительно меняется. Литературная публицистика утрачивает кредит читательского интереса и доверия, задержанные произведения обретают место в своих отрезках истории, феномен русского зарубежья становится предметом изучения истории литературы 20 века. Современное состояние литературы определяется только современными текстами. Образуется единое культурное пространство, в которое на равных входят произведения, несущие традиционную функцию нравственного воспитания, и литература, вышедшая из противостояния официозу, бывшая альтернативной, и авангардистская проза, заведомо рассчитанная на этический и эстетический эпатаж, и проза камерная, элитарная, «филологическая».
Эволюция военной прозы способствовала переносу акцента с социального на нравственный аспект, на внутренний мир личности, усилила тенденцию дегероизации, сопротивление жанровым стереотипам. Деревенская проза открыла героя промежуточного, маргинального. Городская проза открыла неадекватную, нецельную, не идентичную самой себе личность. Проза сорокалетних принесла привнесла представления о возможности безопорности, о герое «ни то ни се», «общей серединности», усредненности, о кризисе иерархической системы миропонимания в целом. На фундаменте лагерной темы возникла постмодернистская «Зона» Довлатова.
В первой половине 1990 годов резко упала покупательная способность населения в связи с ростом инфляции, что привело к снижению подписки на толстые журналы. Например, если «Новый мир» в 1990 году имел тираж 2 млн 660 тысяч, то в 1994 году- 53 тысячи,
а в 2002 всего 9 тысяч 400 экземпляров. Дамские любовные романы, детективы, триллеры и фэнтези заполнили книжные лотки и магазины. Книги Марининой, Акунина, Дашковой, Фрая и др. Интерес к фэнтези и фантастике вырос именно в 2000 годы. Книги Перумова, Дивова, Лукина, Семеновой были очень популярны. Издавались сборники, альманахи, справочная литература. На страницах «Литературной газеты» в 2005- 2006 гг развернулась дискуссия «Вперед, фанаты фантастики». Активное присутствие в литературном процессе массовой литературы - знак социального и культурного равнодушия современного общества. Стали появляться произведения, получившие названия «другая проза», принадлежащие писателям как с солидным стажем (Маканин, Петрушевская), так и тем, чья творческая молодость совпала с биографической (Пелевин, Галковский, Павлов, Курицын, Рыжий, Гришковец, Варламов и др.). Театральный андеграунд тоже уравнялся в правах с официальном театром. Стали функционировать маленькие театры: «На досках», «В арке», «На подоконнике», «На пятом этаже», «Театр абсурда». Наступивший 21 век обогащает отечественную литературу новыми художественными состоятельными произведениями.