Схоластика — система фил. мысли, зародившаяся в монастырских школах и направленная на рациональное осмысление христианского вероучения и доказательства бытия Бога..
Для схоластики характерно восприятие Библии как нормативного текста, абсолютной истины.
Схоласты подразделяли знание на два вида:
• сверхъестественное, даваемое в откровении (то есть то, что имел в виду Бог в Библии);
• естественное, отыскиваемое человеческим разумом (то есть то, что сумел человек "расшифровать" из текста Библии, как он понялидеи Бога).
В средневековой теологической философии (схоластике) выделяются два противоположных направления - номинализм и реализм.
Реализм - направление теологической философии, сторонники которого считали подлинно существующими не сами вещи, а их общее понятие — универсалии.
Видными представителями реализма были Ансельм Кентерберийский, Гильом из Шампо.
Номинализм — направление теологической философии, сторонники которого считали реально существующими лишь сами конкретные вещи, в то время как общие понятия (универсалии) воспринимали как имена вещей. Согласно номиналистам универсалии существуют не до, а после вещей, а вещи познаются чувственным опытом.
К числу номиналистов принадлежали Росцелин, Пьер Абеляр, ДунсСкот.
Фома Аквинский("Сумма теологии", "Сумма против язычников"). Томизм-официальная доктрина католической церкви. Доказательства существования Бога:
1. Доказательство через движение. Бог оказывается первопричиной всего движения.
2. Доказательство через производящую причину. Так как ничто не может произвести самого себя, то существует нечто, что является первопричиной всего — это Бог.
3. Доказательство через необходимость. Должно быть нечто, что способствовало переводу вещи из потенциального в актуальное состояние. Это нечто — Бог.
4. Доказательство от степеней бытия — люди говорят о различной степени совершенства предмета только через сравнения с самым совершенным. Это значит, что существует самое красивое, самое благородное, самое лучшее — этим является Бог.
5. Доказательство через целевую причину. Существует разумное существо, которое полагает цель для всего, что есть в мире, — это Бог.
13.