Зарождение и развитие древнеиндийской философии
.
В целом в истории индийской философии принято выделять три периода:
- ведийский период, когда философские воззрения еще не существовали отдельно от религиозных и мифологических;
- классический период, продолжавшийся с V в. до н.э. вплоть до X в. н.э.; именно в этот период сформировались основные ортодоксальные и неортодоксальные философские школы;
- постклассический период (с X в. по наши дни).
Веды - это священные книги брахманов, которым они приписывали сверхъестественное происхождение. С точки зрения Вед, изначально существовали только Ничто и тепловая энергия — тапас. Впоследствии из взаимодействия Ничто и тапас родилось Единое, которое затем распалось на низ и верх, женское и мужское.
Ортодоксальные школы остались верны философии «Вед». К ним относились такие, как Веданта, Санхья, Ньяя, Миманса, Иога и Вайшешика. Приверженцами этих течений считаются те, кто верит в продолжение жизни после ухода в иной мир. Интересно рассмотреть каждое направление ортодоксальных школ подробнее.
Неортодоксальные школы (настика — атеист), не берущие древние «Веды» за основу своей философии. К ним относятся Буддизм, Чарвака-Локаята, Вед-Джайнизм. Приверженцы данной школы считаются атеистами, но джайская и буддийская школа все-таки исповедуют астику, так как верят в продолжение жизни после смерти.
Несмотря на все различия и многообразие школ индийской философии можно выделить некоторые общие черты:
- ярко выраженный религиозный характер;
- окружающий мир и личность тесно связаны;
- обращенность философии внутрь человека;
- жизненные принципы: аскетизм, самоанализ, самоуглубление, недеяние;
- абстрактный характер философии;
- учение о перерождении;
- учение о карме.
Философия Древнего Китая
Китай – страна древней цивилизации и богатого философского наследия. К особенностям традиционного философского мышления в Китае можно отнести следующие:
1. Холизм. Мир и каждый индивид рассматриваются как «единая целостность». Идея о гармоническом единстве человека и мира является центральной в этом мышлении. Человек и природа рассматриваются не как противостоящие друг другу субъект и объект, а как «целостная структура», в которой тело и дух.
2. Интуитивность. В кит. традиц. фил. мышлении имеют большое значение методы познания, сходные с интуицией. Основа этого — холизм. Чтобы понять «единую целостность», необходимо полагаться лишь на интуитивное прозрение.
3. Символизм. Традиционное китайское философское мышление использовало образы в качестве орудия мышления.
5. Традиционное китайское философское мышление было ориентировано на то, чтобы включить человека в систему этических норм, имеющих в своей основе глобальные принципы макрокосма.
6. Традиционное китайское философское мышление обладало своего рода логикой
7. Движение, изменение представлялись часто в виде циклов.
По мнению древнекитайских философов - мир возник из хаоса. Утверждалось, что два духа: инь (женское начало) и янь (мужское начало) упорядочили бесформенный хаос, породив при этом мир.
Это следующие первоначала: Вода, Огонь, Дерево, Металл, Земля
В философских взглядах древнего Китая складывается представление о Дао. Дао – это безличная мировая закономерность, которой подчиняются и природа и люди
Наиболее влиятельными философско-политическими школами были последователи следующих учений: Даосизм, Конфуцианство, Моизм, Мин-цзя, Фа-цзя
Даосизм.
Основателем даосизма является Лао-Цзы. Центральное понятие учения даосизма – Дао – всеобщая закономерность мира, первооснова и завершение всего существующего.
Даосизм признаёт самостоятельность действий человека. Причина всех невзгод - нарушение действия Дао. Чтобы избавиться от невзгод – нужно отказаться от всего достигнутого.
Конфуцианство.
Основателем конфуцианства является Конфуций. Конфуций учил тому, что небо – высшая сила, судьба. Он недоволен существующим положением вещей. Его идеалы находятся не в будущем, а в прошлом.
Кун-Цзы стремится к устранению следующих четырёх зол:
В конфуцианской философии подчёркивается идея покорности. Также подчеркивалась необходимость почитать правителя, родителей и старших братьев младшими.
Моизм.
Основатель философии моизма является Мо Ди (Мо-Цзы). Моистыпервыми начали изучать процесс познания. Последователи Мо-Цзысчитали, что человек обладает не врождённым знанием, а врождённой способностью познания. Моисты впервые в китайской философии выделили и дали определения философским категориям: вещь, бытие и небытие, знание, разум, пространство и время.
Мин-цзя (школа имён).
Эта логико-софистическая школа сформировалась в IV-III-ем веках до нашей эры. Идеей последователей мин-цзя была следующая идея: В обществе происходят изменения и старые «имена» перестают соответствовать новому содержанию – «начинают враждовать между собой названия и сущность вещей».
Фа-цзя (Легисты). Школа легистов сформировалась в IV-ом веке до нашей эры.
Легисты отвергали методы управления, основанные на ритуалах и традициях, высмеивали рассуждения человека о человеколюбии, долге, справедливости , братской любви. Представители школы фа-цзя в своих суждениях исходили из того, что человек по своей природе зол.