Философское знание имеет определенную структуру. Традиционно философия включает:
Философская онтология, или учение о бытии, рассматривает вопросы о существующем. Главный вопрос онтологии: что существует подлинно, а существование чего является иллюзией.
Древние мыслители пришли к выводу, что подлинно существующей является особая, сверхчувственная реальность. Она доступна уму, но не органам чувств. Так возникла метафизика - учение о сверхчувственной реальности.
Гносеология, или учение о познании, рассматривает особенности процесса познания человеком внешнего мира. Она отвечает на вопросы: Как человек познает окружающий мир? Каковы этапы или ступени познания? Что такое истина в познании?
Философская антропология - раздел философского знания, специально занятый осмыслением человека. В центре внимания философии стоят универсальные характеристики человека. В фил. антропологии осмысливаются проблемы человеческой природы и человеческого бытия, анализируются категории человеческого существования.
- Праксиология – раздел философии анализирующий проблемы человеческой деятельности.
- Аксиология – раздел философии, анализирующий проблемы оценки человеком окружающего мира и самого себя. Социальная философия – философское рассмотрение общественной жизни.
Специфические черты философского знания:
- двойственность философского знания – философия не является научным знанием как таковым, однако имеет отдельные черты научного знания, такие как предмет, методы, логико-понятийный аппарат;
- предмет философии имеет три направления исследования: природа, человек и общество и деятельность как систему "человек-мир";
- философское знание имеет сложную структуру, которую мы рассмотрели выше;
- в некоторой степени субъективно – зависит от мировоззрения и личности отдельных философов;
- представляет собой совокупность ценностей и идеалов определенной эпохи;
Основные проблемы и темы философского мировоззрения:
Два основных подхода к решению проблем онтологии:
Идеализм – первоосновой всего является дух, который порождает материю – весь природный мир.
Виды идеализма:
-Объективный (духовная первооснова (первоначало) существует объективно, т. е. независимо от человека. Представители: Платон, Гегель).
-Субъективный (принимает в качестве первоначала сознание субъекта (одного человека), мир понимается как представление человека о мире. Представители: Беркли, Юм, Кант).
Течения гносеологии:
Праксиология – учение о человеке, о его практических действиях и о социальной реальности.