Георга Гегеля (1770—1831) не устраивало решение проблемы тождества субъекта и объекта, когда в одном случае человек поступает в соответствии с требованиями чистого разума, а в другом под давлением практического разума.
Гегель не признает дуализм и ставит перед собой задачу создать философскую систему монизма, объединяющую становление и развитие мира с позиции всеединства. Основные цели своей философии он изложил в работе «Феноменология духа». Эта работа своеобразный ключ к философии Гегеля.
Немецкий мыслитель прослеживает развитие обыденного сознания до философского через категории становления и отчуждения. Философ применяет схему триады: сознания, самосознания и разума.
Первый шаг — восприятие мира, как естественной реальности. Второй шаг — осознание того, что окружающий нас мир есть результат человеческой (антропогенной) деятельности. Третий шаг — осознание этой деятельности.
Главной целью познания является тождество субъекта и объекта, которое достижимо только в случае, если объект и субъект есть одно и то же. Познать объект — это значит познать инобытие субъекта, его объективацию. Поскольку процесс объективации опосредован, то познание должно освоить всю эту опосредован- ность, пройти все ступеньки.
Поскольку бытие и мышление, объект и субъект составляют тождество, то следует иметь в виду, что в философии Гегеля совпадают онтология, логика и гносеология. Предметное содержание мира диктует логику и определят метод своего познания. Истинная философия — это самотворчество разума.
Мир, по Гегелю, есть Абсолютный разум, пребывающий первоначально в обезличенном состоянии тождества объективного и субъективного в форме «ничто». О нем ничего нельзя знать кроме одного — оно есть чистое бытие.
От «Ничто» идет становление, в процессе которого неопределенность уступает место определенности. Это качество бытия, которое предполагает свою количественную характеристику. Синтезом качества и количества выступает мера бытия. Мера харак-теризует уже сущность бытия конкретных явлений..
«Учение о бытии» и «учение о сущности» составляет содержание объективной логики Гегеля, за которой следует субъективная логика. Она представлена «Учением о понятии», где философ рассматривает возможности понятия, суждения и умозаключения, их способность адекватно отражать ступени становления, развития и инобытия Абсолютного разума (Абсолютной идеи мира).
Формами инобытия Абсолютной идеи выступают природа и дух. На этапе духа Абсолютная идея возвращается к самой себе и постигает себя в форме человеческого сознания и самосознания.
Позицию Гегеля отмечает его панлогизм (от греческого pan — все и logos — мысль), восходящий к Б. Спинозе и тесно связанный с признанием Бога. По словам Гегеля, «половинчатая философия отделяет от Бога, истинная философия приводит к Богу» . Дух Бога присутствует вездесущно. Гегель не претендует на предвидение будущего, он всего лишь биограф мирового духа и свою задачу видит в исследовании его становления и развития. Первой формой бытия Абсолютной идеи выступает природа в многообразии своего проявления, где в каждом случае существование конечного определено бесконечным.
Обретя в природе свое инобытие, Абсолютная идея возвращается к себе самой в духе. И этот процесс Гегель прослеживает в «Философии духа».
Испытывая потребность в объективации, дух отчуждается в праве, морали и нравственности.
В свою очередь нравственность заявляет о себе через институты общества: семья, гражданское общество, государство.
Следующей формой объективации духа является искусство, религия и философия. По Гегелю, философия есть разум, объекти-вирующийся в природе, обществе и человеке.
Саморазвитие Абсолютной идеи есть диалектический процесс, охватывающий становление, развитие и их познание. Познание базируется на принципах восхождения от абстрактного к конкретному, историзма, системности и противоречия.
Движение от абстрактного к конкретному обеспечивает самое глубокое знание, ибо в нем соединены общее и единичное в их направленности на поиск особенного.
Постичь процесс развития можно, опираясь на принципы историзма, системности и противоречия.
Принцип историзма свидетельствует, что любой объект философского анализа есть результат или процесс развития.
Принцип системности ориентирует на рассмотрение действительности как целого, элементы которого находятся во взаимосвязи и взаимодействии.
Принцип противоречия не признак логической ошибки, а источник и причина всякого развития.
Рассмотренные принципы заложили основу диалектического метода философии Гегеля, раскрывающий механизм саморазвития и самопознания Абсолютной идеи. С позиции этих принципов Гегель сформулировал три закона диалектики, позволяющие исследователю ответить на вопросы: что есть причина исследуемого явления, каков его механизм развития и какова его вероятная перспектива.
Гегель предложил и оригинальное решение проблемы философии права. Право, по Гегелю, является необходимым моментом в процессе самосознания общественного человека. Право в философии Гегеля имеет два смысла.
Право в широком понимании проходит три ступени своего ста-новления: формальное право; право как проявление свободы во внешнем мире; право как внутреннее определение воли.
Право в узком смысле — это абстрактное право. Оно является выражением воли людей и определяется их естественными склонностями. Общий принцип абстрактного права: «Будь лицом и уважай других как лиц».
Абстрактное право предполагает наличие частной собственности, ибо человек должен быть суверенным существом, располагать условием для проявления своей свободы.
Наличие собственности предполагает необходимость договора, регулирующего отношения собственников, а также определенную форму принуждения как механизма защиты договора.
Если право обеспечивает внешнюю сферу реализации свободы человека, то мораль обеспечивает его внутреннее самоопределение.
Абстрактное право и мораль в своем единстве обеспечивают нравственность общества. Формами субъективации этой нравственности выступают семья, гражданское общество и государство.
Государство несет в себе возможность быть наиболее адекватной формой единства права и морали. Являясь результатом длительного развития духа, оно выступает наиболее оптимальным институтом примирения объективного и субъективного .
Диалектический метод философии Гегеля позволил представить развитие сознания как закономерный процесс и увидеть в развитии идей развитие вещей. Но Гегель поставил развитие мира в зависимость от развития идей, а посему не смог увидеть в истории мышления отражение истории природы, общества и человека.
Диалектика
В философии Гегеля существенную роль играет понятие диалектики. Для него диалектика — это такой переход одного определения в другое, в котором обнаруживается, что эти определения односторонни и ограниченны, то есть содержат отрицание самих себя. Поэтому диалектика, согласно Гегелю, — «движущая душа всякого научного развертывания мысли и представляет собой единственный принцип, который вносит в содержание науки имманентную связь и необходимость…», метод исследования, противоположный метафизике.
В диалектике Гегеля можно выделить следующие три основных элемента:
Попытка обойти Кантово опровержение рационализма
Это опровержение, как считает Гегель, имеет силу только для систем, которые являются метафизическими, но не для диалектического рационализма, который принимает во внимание развитие разума и потому не боится противоречий. Кант опроверг рационализм, заявив, что тот непременно приводит к противоречиям. Однако этот аргумент черпает свою силу из закона противоречия: он опровергает только системы, признающие этот закон, то есть пытающиеся избавиться от противоречий. Этот аргумент не представляет угрозы для диалектической системы Гегеля, которая готова примириться с противоречиями.
Описание развития разума в терминах диалектики
Гегель употребляет слово «разум» не только в субъективном смысле — для обозначения определенной умственной способности, — но и в объективном смысле — для обозначения всех видов теорий, мыслей, идей и т. д. Гегель с наибольшим успехом применил диалектический метод в своих «Лекциях по истории философии».
Гегель, видевший в диалектике истинное описание действительного процесса рассуждения и мышления, считал своим долгом изменить логику, с тем чтобы сделать диалектику важной — если не важнейшей — частью логической теории. Для этого ему необходимо было отбросить «закон противоречия», который служил серьёзным препятствием для диалектики.
Философия тождества
Если разум и действительность тождественны и разум развивается диалектически (как это хорошо видно на примере развития философского мышления), то и действительность должна развиваться диалектически. Мир должен подчиняться законам диалектической логики. Следовательно, мы должны находить в мире противоречия, которые допускаются диалектической логикой. Именно тот факт, что мир полон противоречий, ещё раз разъясняет нам, что закон противоречия должен быть отброшен за негодностью. На основании философии тождества разума и действительности утверждается, что поскольку идеи противоречат друг другу, также и факты могут противоречить один другому, и что факты, как и идеи, развиваются благодаря противоречиям, — и поэтому от закона противоречия необходимо отказаться.
- Вместо неё Гегель предлагает т. н. спекулятивную логику, включающую в себя диалектику — науку о развитии. Последнее, согласно ей, проходит три стадии: тезис — антитезис — синтез (непосредственное тождество — противоположность, отрицание — разрешение противоречия, основание, опосредственное тождество). Античность — тезис. Средневековье — это антитезис, поскольку оно отрицает Античность. Новое время — синтез Античности и Средневековья.
- Философия истории занимает важную часть философии Гегеля. Историю движут противоречия между национальными духами, которые суть — мысли и проекции Абсолютного Духа. Когда у Абсолютного Духа исчезнут сомнения, он придёт к Абсолютной Идее Себя, а история закончится и настанет Царство Свободы.
ИсторизмНаиболее авторитетной, аргументированной и разделяемой большинством ученых-обществоведов концепцией по философии истории является концепция, согласно которой история человечества представляет собой единый закономерный процесс, в котором все явления и процессы тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Это так называемый монистический взгляд на историю. Представителем такого взгляда был и Гегель. Очень плодотворной и богатой глубокими мыслями оказалась его «Философия духа», или учение об обществе, изложенное не только в названном произведении, но и в «Философии права» (1821), а также в изданных после смерти Гегеля лекциях по философии истории, эстетике, философии религии. У современников Гегеля наибольшей популярностью пользовалась его философия истории, в которой он обосновал с позиций объективного идеализма принципиально новую и оригинальную концепцию об истории как о закономерном процессе, в котором каждый период и эпоха, какими бы своеобразными и необычными они ни были, в совокупности представляют собой определенную закономерную ступень в развитии человеческого общества.
Поскольку история человечества есть проявление «мирового духа», развивающегося строго логично и закономерно, то, очевидно, что она не может рассматриваться как набор случайных событий. В ней также есть определенный порядок, последовательность, закономерность, т.е. «разум». Мировой разум или дух, движущийся в мировой истории, имеет явно выраженную цель - свободу и он (разум) является субъектом, носителем свободы во всемирной истории. «В ходе развития духа (а дух и есть то, что не только витает над историей, как над водами, но действует в ней, составляет ее единственный двигатель) свобода, т.е. развитие, … является определяющим началом». Свобода составила главный предмет в «Философии духа», в «Философии права», в «Философии истории» и других работах Гегеля.
Гегель различает четыре основных периода всемирной истории: восточный мир (Китай, Индия, Египет); греческий мир; римский мир; германский мир. Страны Востока, по Гегелю, не знают свободы, они знают, что свободен лишь один человек, да и тот деспот. Греки уже поднимаются до осознания свободы человека, но она серьезно ограничена. Римский мир ставит проблему свободы в рамки правовых отношений. Но лишь германские народы в конце концов осознают в полной мере тот факт, что свобода составляет основное свойство человеческой природы, является неотъемлемым правом каждого человека. Этот завершающий этап человеческой истории, по Гегелю, также имеет свою периодизацию. При этом решающими, переломными событиями этой эпохи философ считает Реформацию в Германии и Великую французскую революцию 1789 года. Такова общая схема всемирной истории, сконструированная Гегелем для мирового духа.
Нарастание степени свободы в сменяющих друг друга исторических эпохах свидетельствует о том, что дух неуклонно движется к своей цели, воплощаясь попеременно в конкретном «духе» того или иного народа, который своим характером, государственным строем, а также искусством, религией, философией способен наиболее полно представить, выразить требования мирового духа.
Важная характеристика исторической концепции Гегеля - высокая оценка активности и даже творческой роли народа в развитии истории. Человеческая деятельность, мотивированная самыми разными побуждениями, интересами, аффектами, является тем единственным «орудием и средством», которым дух добивается нужного ему результата. Причем результат этот зачастую превосходит все мыслимые ожидания действующих лиц. Эта мысль для начала XIX века, конечно, не так уж и нова. Еще А. Смит, к примеру, в XVIII веке восхищался чудесами рыночной экономики, в которой каждый индивид действует на свой страх и риск во имя собственной выгоды, а в результате растет благосостояние всего народа, о котором индивидуалы-рыночники помышляют меньше всего. Гегель объясняет подобные чудеса «хитростью разума», скрывающего под мнимым произволом индивидов порядок и закономерность исторического развития.
Однако подлинный творец истории, мировой разум бывает у Гегеля не только хитер, но и коварен: зачастую вроде бы благие побуждения и действия людей оборачиваются против них же самих. Таков, например, феномен отчуждения - процесса, в котором созданные людьми предметы, организации, институты начинают жить своей самостоятельной жизнью, порабощая своих создателей. Никакое, скажем, государство не может возникнуть без явно выраженной воли многих людей, но вряд ли эта воля предполагает, что, возникнув, государство начнет работать «на себя», изобретая все новые и новые «государственные интересы», стремясь к тотальному контролю чуть ли не над всеми сторонами жизни своих граждан. «Частный интерес страсти неразрывно связан с обнаружением всеобщего, потому что всеобщее является результатом частных и определенных интересов и их отрицания. Частные интересы вступают в борьбу между собой, и некоторые из них оказываются совершенно несостоятельными. Не всеобщая идея противополагается чему-либо и борется с чем-либо; не она подвергается опасности; она остается недосягаемой и невредимой на заднем плане… Частное в большинстве случаев слишком мелко по сравнению со всеобщим: индивидуумы приносятся в жертву и обрекаются на гибель. Идея уплачивает дань наличного бытия и бренности не из себя, а из страстей индивидуумов».
Прогресс в сознании свободы, составляющий у Гегеля смысловой стержень истории, ни в коем случае нельзя понимать чисто субъективно, т.е. как изменение «мнений», мышления конкретных людей. Чтобы стать реальной, идея должна объективироваться, вылиться во что-то внешнее. Такой объективацией свободы становятся у Гегеля семья, гражданское общество, государство.
Отношение немецкого мыслителя к государству характеризуется особым пиететом. Достаточно сказать, что народы, которые по каким-то причинам государства не образовали, у Гегеля не могут претендовать на вхождение во всемирную историю, они - неисторичны (мировой дух о них, наверное, забыл). «Государство, - объявляет Гегель, - это - шествие Бога в мире; его основанием служит власть разума, осуществляющего себя как волю».
Таким образом, всемирная история по Гегелю - это шествие мирового духа, результат его деятельности. История человечества - это воплощение мирового духа и ее общей целью является развитие свободы духа, применительно к человеку и обществу. Свобода, считает Гегель, является сама в себе целью, к реализации которой стремится дух. Мировая история есть не что иное, как воплощение этой цели, ради достижения которой в течение многих веков приносились неисчислимые жертвы. Именно эта цель, главным образом, реализуется и воплощается в истории, и именно она лежит в основе всех, происходящих в мире людей, изменений.