Общество – конкретный тип социальной целостности, характеризуется определённым уровнем развития материальными, производственными, политич., правовыми институтами, соц. структурой, формой общения, уровнем культуры.
Функции социальной философии:
- социальная антология (исследует общество как высший тип органического универсума, развивающегося на основе биотехнической системы и использует абсолютическую систему для своего функционирования);
- социальная гносеология (исследует особенности познания общественных явления с единством в них материальных и духовных, субъективных и объективных процессов);
- социальная аксиология (как теория социальных ценностей опирается на данные соц. познания и даёт оценку значимости соц. явлений(лидеров, партии));
- социальная методология (разрабатывает методы познания соц. явлений, методологию историч. науки, методы политики, права, искусства, народонаселение);
- социальная праксиология (связана с исследованием существующих типов и видов, состава и структуры, соц. деятельности, как способа существования общества).
Исторически на базе не живой природы складывается живая, а на её основе развивается чел. общество (соц. система). Постепенно эволюционно у чел. формируется язык, сознание, общение и деятельность, как родовые системные качества, определяющее меру человеческого рода.
Основные субстратные образования общества:
- экологич. субстрат (совокупность всех естественных явлений, втянутых в общественную жизнь, включая чел. деятельность и образуют естественную природную среду обитания людей, т.е. гидросферу, атмосферу, биосферу, литосферу);
- технич. субстрат (совокупность всех искусственных материальных средств чел. деятельности);
- соц-демографический субстрат (люди, со всеми их базовыми характеристиками: соц. потребностями, способностями, деятельностью, соц. отношениями, соц. институтами).
Сферный подход к обществу, как развивающейся системе:
- экономическая (производство, сх, распределение и обмен материальных благ);
- соц. (взаимоотношения соц. групп, классов, профессиональных и соц-демографических слоёв населения, т.е. молодёжь, семья, пенсионеры);
- политич. (пространство политич. деятельности, классов, соц. групп, политич. партий и движений);
- духовная (искусство образования, наука и религия).
Нация – автономная, неограниченная территориальными рамками политич. группировка, члены которой привержены общим ценностям и институтам.
Семья – высшая форма межличностного общения и объединения людей.
Функции семьи:
- нравственная (семья-союз друзей),
- половая (семья-воспроизводство поколений),
- хозяйственная (семья-хоз. ячейка общества),
- педагогическая (форма первичной соц. личности).
На основе семьи как на ячейке общества складываются род, племя, народность, нация.
Род – союз семей.
Племя – союз родов (начинают доминировать не только кровнородственные связи, но и территориальные, трудовые и языковые; базовые единицы – обычаи, обряды, традиции). Когда обычаи освящались ритуалами, связанные с культом предков и животных---обряд передавался из поколения в поколение--- традиция. Становление племенных традиций имело важное значение для образования новой соц. общности – народности. Сущность этнической ментальности выражается единством образа мысли, жизни, мышления, деятельности. Нация (высшая форма) – исторически сложившаяся общность людей, обладающих общей территорией. Хозяйственным укладом, языком и психическим складом.
Государство – орган управления страной и обществом.
Признаки государствава: наличие территории, публичной власти, права, систем гос. налогов.
Ветви гос. власти: законодательная(парламент), исполнительная (правительство), судебная.
Гражданское общество формируется в 17-18в., в учениях Фихте, Гегеля, Маркса .Основы гражданского общества заложены в 2ух видах права: естественном (мораль и нравственность), позитивном.
Осн. соц. теории: позитивистская (Конт) выступил против того, чтобы считать общество простой совокупностью людей. Гольбах, Гельвеций, Конт считали, что человек –продукт соц. обстоятельств. Конт рассматривал общество как соц-развивающуюся систему, сформулировал основной закон интеллектуальной эволюции человечества: теологическая, позитивная, метафизическая. Марксистская (перхд от идеалистического к материалистическому пониманию общества). Психологическая. Соц.-философская, воззрения Лаврова и Михайловского на место законов они ставят ценности.