Он прелестно дикламировал и пел, но с замечательным выражением" - А. Молос.
"Неподражаемое талантище был дан выдающемуся актёру, миму, лицедею, который не пел, но играл песню" - Стасов.
Действительно, Мусоргский всегда, использовал интонационные, текстовые, театральные ресурсы для воплощения конкретного персонажа. При исполнении песни он буквально светился магией перевоплощения.
Вокальное творчество представлено всеми периодами, и уже произведения 50-60 гг. 19 в. свидетельствовали о проникновении композитора в бытовую среду различных общественных слоёв:
- деревенские усадьбы
- дворянские салоны;
- и др.
Мусоргский художественно переосмысливает и эстетически возвышает бытовое музицирование.
В этот период он продолжает традиции старших современников, в частности Даргомыжского.
Один из романсов "Что вам слова любви" - трепетный, взволнованный вальс - признание, с характерной гитарной фигурацией с партией фортепиано (например, у Даргомыжского "Мне минуло 16 лет").
Различные психологические оттенки в элегиях: в романсе "Но если бы с тобой" формируется своеобразное элегическое cantabile, которое ярко себя проявит и в 70-е годы (например, "Расстались гордо мы" Даргомыжского).
В целом вокальная партия романсов Мусоргского впитывает в себя множество интонационных источников:
- скорбь крестьянских напевов;
- напевная речь философской лирики Толстого, Кутузова;
- псалмодирование;
- мелодикламация;
Если же говорить о выборе тем, то в дальнейшем лирика не становится основной темой. Также как в опере, в своих песнях и романсах Мусоргской отдаёт предпочтение социально-обличительной тематике, которая представлена в трагических вокальных миниатюрах, и в бытовых зарисовках, порой с элементами сатиры и пародии.
Исследователи творчества Мусоргского подчёркивают объёмность и многоплановость, которая превращается в сцену жизни того или иного героя (театральность).
В связи с этим понятен интерес композитора к жанрам:
- монолог-рассказ;
- монолог-сцена;
- баллада;
- монологи с сюжетной основой ("народыне картинки").
Именно "народ. кар-ки" ярко представлены в 60 годы. Выделяют:
- народные картинки обобщённого плана (лит. основа - поэзия Некрасова, Островского: "Калистрат", "Колыбельная Ерёмушки");
- представляют какую-либо жизненную ситуацию, герой, порой, - представитель конкретной соц. группы (лит. основа - собственные тексты: "Сиротка", "Озорник").
В продолжении традиций Даргомыжского Мусоргский создаёт сатирический романс "Семинарист", которыйтоже сочинён на собственные стихи.
Реакция современников на этот романс была неоднозначна. Стасов писал, что "только для поверхностного и рассеянного слушателя, герой романса представляется как предмет потех и весёлого смеха. На самом деле,в нём есть настоящая трагедия: молодая жизнь, захваченная в железный ошейник, и там бьющаяся с отчаянием".
Своеобразной пародией на известного тогда критика Фалинцина служит романс "Классик". Несоответствие между строгостью муз. интонаций и чрезмерной напыщенностью текста вызывает комический эффект.
В целом, в романсах 60-х гг. сложился авторский композиторский стиль Мусоргского, для которого стали характерны:
1) взаимодействие песенных и речевых элементов;
2) натуральная ладовая основа музыки, в контрасте с хроматикой и альтерацией, подчёркивающей сложность и глубину эмоций и образов.
Тема соц. обличия продолжается и в позднем периоде Мусоргского 70-х гг. Новое обращение Мусоргского к теме войны. Наряду с этим Мусоргской направляет своё внимание на кажлого человека. Он создаёт драматические сцены трагического характера. Одна из таких сцен разыгрывается в балладе "Забытый" на стихи Голенищева-Кутузова.
На создание этой баллады Мусоргского воодушевила картина Верещагина, входившая в туркистанской серию.
Один из ярких вокальных циклов этого времени - "Песни и пляски смерти" (на слова Голенищева-Кутузова). Авторы цикла воплощают смерть как препятствие к счастью и жизни человека. В цикле 4 номера, каждый из которых имеет жанр. основу:
1. Колыбельная;
2. Серенада;
3. Трепак;
4. Полководец (гимн-марш).
Каждый раз смерть приходит в новом обличии, в связи с чем значение жанра искажается.
Драматургия цикла построена на постепенном движении от интимной камерной колыбели до динамичному, мощному финалу. Композитор подчёркивает всязь между каждой парой номеров цикла. Постепенно усиливается роль песенного кантиленного начала.
Осн. идея - облечение смерти, искренний протест против соц. зла, насилия войны.
В этот же период творчества были созданы др. 2 вокальных цикла:
1. "Детская" (на собственные стих; воплощается детская психология, очарованность жизнью);
2. "Без солнца" (безраздельный трагизм, анализ ускользающих психологических состояний).