Если в политическом управлении небольшими городами-государствами непосредственно участвовали все граждане, то в гигантских нациях- государствах, пришедших на смену полисам, согласование разнородных интересов различных групп осуществлялось правящей элитой и опиралось на искусство достижения и умелого использования государственной власти. Не случайно уже в 1515 году итальянский общественный деятель, политический мыслитель, ученый Николо Макиавелли (1469 -1527) определял политику как «совокупность средств, которые необходимы для того, чтобы прийти к власти и полезно использовать ее...» Итак, политика есть обращение с властью, заданное обязательствами и зависящее от могущества властителя или народа, а также от текущих ситуаций.
2) Так, объектом политической психологии, как и других политических наук, является политика, а ее особым предметом -- субъективный компонент политической системы и процесса, который рассматривается с помощью специальных по преимуществу психологических методов и подходов.
4) В соответствии с законом РФ " "О политических партиях" , политическая партия - это добровольное объединение граждан Российской Федерации, созданное в целях участия в политической жизни общества посредством формирования и выражения политической воли граждан, участия в выборах и представления интересов граждан в законодательных (представительных) органах государственной власти и - представительных органах местного самоуправления.
Партия - это политическая общественная организация, которая борется за власть или за участие в осуществлении власти. Грани между партиями и другими политическими объединениями носят нечеткий характер и зачастую стираются. Сущностью политических партий является выражение, защита интересов определенных социальных групп и слоев общества.
Современные политические партии выполняют в обществе определенные функции.
Агрегация социальных интересов
Артикуляция социальных интересов. Партии выражают интересы граждан, социальных слоев, которые представляют социальную базу партий.
Политическая организация граждан. Партии проводят большую работу по включению индивида (человека ) в политическую жизнь через систему политического просвещения приобщения к политическим ценностям и идеалам, формирование политического сознания, норм политического поведения.
Властная функция. Под этой функцией понимается практическое участие партии в борьбе за распределение власти, ее осуществление, в принятии политических решений и в контроле за их
Идеологическая функция. Это выработка идейно политической доктрины - взаимоувязанная и систематизированные принципы, идеалы, ценности, цели и намерения, лежащей в основе деятельности партии
Организаторская функция.
5) Сравнительный (компаративный) метод известен со времен Платона и Аристотеля. Его особенность заключается в сопоставлении двух (или более) политических объектов. Сравнительный метод позволяет установить, в чем состоит их подобие, вычленить общие черты либо показать, по каким признакам они (политические объекты) различаются. Любое сравнительное исследование включает следующие этапы: а) отбор и описание фактов; б) выявление и описание тождества и различий; в) формирование взаимосвязей между элементами политического процесса и другими социальными явлениями в форме экспериментальных гипотез; г) последующая проверка гипотез; д) "признание" некоторых основополагающих гипотез. Сравнительный политический анализ позволяет: 1) разработать поддающуюся проверке систему знаний о политике; 2) дать оценку политическому опыту, институтам, поведению и процессам с точки зрения причинно-следственных связей; 3)прогнозировать события, тенденции и последствия.
8) психобиография (от греч. psyche — душа и греч. biographia —жизнеописание, история жизни; жизнь) — метод психологического анализа биографий и личностей конкретных исторических лиц и соответствующий ему жанр жизнеописаний, уделяющий особое внимание психическим факторам жизни и творчества людей.
9) Чрезвычайно эффективно использование в политической психологии метода отдельных случаев (case studies). Например, Орум и соавторы (1991) определили case study как глубокое, многомерное исследование отдельного социального явления, использующее качественные методы исследования. Лейпхарт (1971, 1975) видел case study как отдельный случай, который тесно связан со сравнительным методом, который он противопоставляет экспериментальным и статистическим методам. Мы определяем case study как метод получения «случая» или набора «случаев» через эмпирическую проверку реальных мировых событий в контексте их реального существования, без непосредственного управления, как самим явлением, так и его контекстом.
11,12) Вла́сть — это возможность и способность навязать свою волю, воздействовать на деятельность и поведение других людей, даже вопреки их сопротивлению[1]. Суть власти не зависит от того, на чём основана такая возможность. Власть может базироваться на различных методах: демократических и авторитарных, честных и нечестных, насилии и мести, обмане, провокациях, вымогательстве, стимулировании, обещаниях и т. д.[2]Считается, что власть появилась с возникновением человеческого общества и будет в той или иной форме всегда сопутствовать его развитию. Она необходима для организации общественного производства, которое требует подчинения всех участников единой воле, а также для регулирования других взаимоотношений между людьми в обществе.[3]Специфической разновидностью является политическая власть — способность определённой социальной группы или класса осуществлять свою волю, оказывать воздействие на деятельность других социальных групп или классов. В отличие от иных видов власти (семейной, общественной и др.), политическая власть оказывает своё влияние на большие группы людей, использует в этих целях специально созданный аппарат и специфические средства. Наиболее сильным элементом политической власти является государство и система государственных органов, реализующих государственную власть.
6) Наиболее яркими представителями концепций власти, получивших обобщённое название «теория общественного договора», являются Томас Гоббс (1588—1679), Джон Локк (1632—1704), Ж.-Ж. Руссо (1712—1788).
Согласно Т. Гоббсу, государство возникло на основе общественного договора из естественного догосударственного существования, когда люди жили разобщённо и находились в состоянии «войны всех против всех». Государство было учреждено для обеспечения всеобщего мира и безопасности. В результате общественного договора на государя были перенесены права отдельных граждан, добровольно ограничивших свою свободу. На государя была возложена функция охраны мира и благоденствия. Благо народа — высший закон государства. Забота о мире — основа естественного права, созданного общественным договором.
Дж. Локк рисует неизбежность государственной власти с позиции теории естественного права и «общественного договора». Правительству передаётся только некоторая часть «естественных прав» ради эффективной защиты всех остальных — свободы слова, веры и прежде всего собственности. Законодательная власть должна быть отделена от исполнительной (включая судебную) и «федеративной» (внешних сношений). Причём само правительство должно подчиняться закону. Народ остаётся безусловным сувереном и имеет право не поддерживать и даже ниспровергать безответственное правительство.
Ж.-Ж. Руссо определял общественный договор как исторически необходимое состояние человечества, осуществляющего народный суверенитет и фактическое равенство путём подчинения общей воле, которая выражает объективные интересы народа. Основной принцип политической системы состоит в реализации прямой демократии через республиканское государство, управляемое системой законов, принятых собранием всех граждан.
Верховная власть Законодательная власть Исполнительная власть Судебная власть Политическая власть Управленческая власть Публичная власть Символическая власть
13) Сущность политической социализации. Включение человека в мир политики предполагает усвоение и поддержание им ее норм, образцов и стандартов поведения, традиций. Процесс усвоения человеком требований статусного поведения, культурных ценностей и ориентиров, который ведет к формированию у него свойств и умений, позволяющих адаптироваться в конкретной политической системе и выполнять в ней определенные функции, называется политической социализацией.
14) Сущностью политической культуры является совокупность политических знаний, индивидуальных позиций, ориентации, ценностей и действий субъектов политической жизни общества. Политическая культура нашего времени – это итог освоения богатств современной цивилизации, политического образования, политической сознательности. Она является важной составляющей духовной жизни общества, находит выражение в политическом сознании и политическом поведении. Поведение – это способ существования культуры.
Структура политической культуры:
– политические представления;
– политические ценности и ценностные ориентации;
– политические установки – отношение субъекта к политическим явлениям;
– политическое поведение;
– политические традиции – способ передачи образцов политического сознания и поведения народа.
Политическая культура влияет на поведение людей и деятельность различных организаций, на их воспитание, явления внутренней и международной политики, оценку политических лидеров, определение человеком своего места в политической жизни общества.
Характерные черты политической культуры:
1) представляет собой продукт исторического развития общества, результат коллективного политического творчества;
2) закрепляет устойчивые связи между элементами политического процесса, стабильные стороны политического опыта;
3) имеет всеобъемлющий характер, пронизывая собой политическую жизнь конкретной страны;
4) гарантирует целостность и интегрированность политической сферы;
5) координирует жизнедеятельность общества в целом, сочетает интересы различных социальных групп, классов, государства и личности;
6) характеризует политическое сознание и политическое поведение основной массы населения.
Функции политической культуры:
1) познавательная – формирует у граждан необходимые общественно-политические знания, взгляды, повышает политическую образованность;
2) коммуникативная – позволяет установить связь между участниками политического процесса, а также передавать элементы политической культуры от поколения к поколению и накапливать политический опыт;
3) интегративная – способствует достижению согласия в рамках существующей политической системы и избранного обществом политического строя, объединяет усилия для достижения определенных социально значимых целей;
4) воспитательная – дает возможность сформировать гражданина, личность как полноценного субъекта политики, содействует политической социализации;
5) регулятивная – закрепляет в общественном сознании необходимые политические ценности, установки, мотивы, цели и нормы поведения.
15)В психологии понятие отчуждения впервые было использовано 3. Фрейдом для объяснения патологического развития личности в чуждой и враждебной его естественной природе культуре. По Фрейду, отчуждение выражается в невротической потере субъектом чувства реальности происходящего или в утрате своей индивидуальности (деперсонализации). Существенно расширил сферу применения этого понятия Э. Фромм.
Согласно Фромму, отчуждение индивида выступает в пяти формах: отчуждение от ближнего, от работы, от потребностей, от государства, от себя. В современной социальной психологии используется отчуждение и при характеристике межличностных отношений, при которых индивид противопоставляется другим индивидам, группе, обществу в целом, испытывая ту или иную степень своей изолированности. Подобные конфликтные отношения в группе связаны с нарушением опосредствованности ценностным содержанием совместной деятельности, с утратой чувства солидарности, когда индивид в группе воспринимает остальных как чуждых и враждебных себе, отвергая при этом нормы группы, законы и предписания.
21) Феномен лидерства — нечто совершенно особенное в политической психологии. Во-первых, это безусловно одна из наиболее ярких, и потому заметных и ведущих проблем. Если для политической науки в целом главной проблемой является власть, то для политической психологии — конкретное выражение этой власти в том самом «человеческом факторе» политики, который она изучает. Это конкретное выражение имеет две ипостаси. С одной стороны, власть в политико-психологическом измерении — это способность властвующего («верхов») заставить себе подчиняться, то есть некоторая потенция лидера, политического института или режима. С другой стороны, власть в том же самом политико-психологическом измерении — это готовность «низов» подчиняться «верхам». Так возникают две стороны одной медали феномена лидерства: способность «верхов» и готовность «низов». И каков «удельный вес» каждого из этих компонентов, зависит от многих обстоятельств, а точнее, от каждого конкретного случая. Изучение феномена лидерства позволяет рассматривать названные компоненты в единстве и взаимовлиянии.
Во-вторых, феномен лидерства — наиболее активно изучаемая проблема политической психологии. Именно здесь накоплен основной массив исследований, концепций и попыток теоретического обобщения. Именно здесь наиболее полезно и продуктивно постоянное обращение к истории проблемы, углубленный исторический экскурс в проведенные ранее исследования. В изучении феномена лидерства, в отличие от ряда других разделов политической психологии, пока еще нет «окончательного диагноза», который позволил бы кратко суммировать и обобщить имеющиеся достижения, отбросив заведомо неверные концепции.
В-третьих, это наиболее продуктивная и благодарная для политических психологов проблема. Занятие ею обеспечивает интерес широкой публики и, одновременно, спрос со стороны самих политиков. То есть, одновременно приносит редкое сочетание — и славы, и денег. Все сказанное и объясняет то повышенное внимание, которое проявляется к данной проблеме как во всей науке, так и в данной книге.
22) ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЛИДЕР — ведущее лицо политического процесса, осуществляющее функции объединения и сплочения социальных сил, задающее направление деятельности государственным и общественным институтам, политическим движениям, во многом определяющее особенности курса на политические преобразования в стране. Политический лидер — это, прежде всего, крупная личность, имеющая твердые принципы, убеждения, концепцию развития страны, способная отстаивать свои идеи в открытой полемике и борьбе, готовая в случае неудачи уйти в отставку, сохранив при этом свое «лицо» и общенациональную известность. Само политическое лидерство — одна из важнейших составляющих политической деятельности, это не новый стиль руководства, а способ организации власти в гражданском обществе с развитым политическим сознанием всех и большинства его социальных слоев. Часто отождествляют понятия лидера и руководителя.
23) Типы лидерства. В зависимости от отношения руководителя к подчиненным лидерство делится на авторитарное (основано на угрозе санкций, применении силы) и демократическое (учет руководителем мнений всех членов группы, в их участии в управлении).
Одна из наиболее распространенных типологий лидерства восходит к учению М. Вебера. В соответствии с этими способами лидеров подразделяют на традиционных (монархи) - их авторитет основан на обычае; рационально-легальных - это лидеры, избранные демократическим путем; и харизматических, наделенных по мнению масс, особой благодатью, выдающимися качествами.
В основе первого типа лидерства лежит привычка, второго - разум, третьего - вера, эмоции.
Термин «харизма» заимствован из теологии, где он означает некий божественный дар. М. Вебер расширил это понятие до светского толкования. Применительно к политическому лидеру «харизма» означает те особые качества, благодаря которым личность становится над обычными людьми. Эти качества помогают лидеру усиливать веру в себя и тем самым укреплять свою власть над остальными.
К современным харизматическим лидерам западные политологи относят, например, Р. Рейган, объясняя его личную популярность такими качествами, как последовательность и решительность, которые он проявлял в любой ситуации.
В современной политологии нередко используют четыре собирательных образа лидера: знаменосца (привлекательный идеал, «мечта», способная увлечь массы); служителя (выразитель интересов своих приверженцев и избирателей); торговца (характерна способность привлекательно преподнести свои идеи и планы); пожарного (ориентируется на самые актуальные общественные проблемы).
В политике по характеру и масштабу деятельности различают лидеров трех уровней: 1) лидер малой группы лиц, имеющих общие интересы, обладающих наибольшей властью в данном обществе; 2) лидер общественного движения (организации, партии), лицо, с которым конкретные социальные слои ассоциируют возможность удовлетворения своих интересов; 3) лидер-политик, действующий в системе властных отношений, в которой политическое лидерство представлено в виде социального института, т. е. Лидер национального масштаба.
Имеются и другие классификации лидерства. Так, политические деятели делятся на правящих и оппозиционных; кризисных и рутинных; пролетарских, буржуазных и др.
28) Национально-этнические группы - это большие группы, включающие тысячи и миллионы людей, связанных общими внешними и внутренними, психологическими чертами. Если идти от простого к сложному, это род и племя, народ и нация, раса и этнос.
30) Именно глобализация вызвала глубинные кризисные явления мира, которые затронули все сферы социальной жизни людей, экономики, культуры, духовности, этничности, и, испытывая на себе неоднозначное воздействие этих процессов глобализации. Мир перестал восприниматься как нечто бессвязное и разделённое границами суверенных государств, т.к. степень взаимосвязанности и взаимозависимости стран и народов достигла такого уровня, что глобальное пространство, воспринимается все более целостным. Однако в рамках глобализации действует множество тенденций и закономерностей развития, порой противоположных, что придает мировому развитию стохастичный и неоднозначный характер.
Позитивное влияние глобализации, способствует усилению межкультурных и межэтнических связей, повышая разнообразие социального опыта. Негативное - растущая стандартизация культурных норм, унификация общественных отношений и обеднение этносов. Мир стоит на пороге нового мирового порядка, прогресс в области информационно-коммуникационных технологий, ставший непременным атрибутом глобализации, сформировал новые типы рациональности, которые стали основой современных форм социальной организации.
32) Массовое сознание — практическое знание различных социальных групп, не основанное на специализированном знании, нужное социальным группам в повседневной жизни для взаимодействия и коммуникации в малых группах, местности проживания, стране, мире.
Очевидно, что массовое сознание представляет собой сложнейший социальный феномен. Как показывают многочисленные исследования, каждый человек является одновременно членом многих малых и больших, формальных и неформальных социальных групп. Эти общности тем или иным образом интегрируются в ходе различных социальных процессов, их носители - субъекты социального действия - осуществляют общую деятельность, демонстрируя совместное поведение. Более того, сам феномен массы не возникает, если подобная совместная деятельность или подобное поведение отсутствуют.
Массовое сознание - это сознание массы, сознание различных типов и видов масс, сознание общностей людей, объединенных едиными целями или использующих общие средства для удовлетворения своих потребностей - сознание, адекватное этим целям и идеологии выбора средств их достижения.
42) Политическая психология — одна из тех политологических дисциплин, которые утвердились сравнительно недавно. Хочется сразу предупредить читателей: автор убежден в том, что политическая психология, ставшая столь популярной сегодня в связи с ее использованием в области политического консультирования и в ходе избирательных кампаний, интересна не только своим прикладным характером. Это — наука, прежде всего призванная изучать фундаментальные закономерности политического поведения и сознания. Те, кто рассчитывают найти в ней перечень рецептов технологического характера, будут разочарованы. Эти рецепты — одна из иллюзий, широко распространяемых политтехнологами и имиджмейкерами. Политическая психология как наука ни в коей мере не относится к жанру «политических поваренных книг».
Политическое сознание представляет собой одну из основных форм общественного сознания, возникая вместе с появлением политической власти и государственности.
В наиболее общем смысле политическое сознание - это совокупность всех существующих в данную эпоху теоретических и стихийно возникающих у людей политических представлений и установок.
Политическое сознание — это идеи субъектов политики об использовании ресурсов сообщества для её безопасного развития.
Содержание политическою сознания составляют политические нормы, ценности, убеждения и представления. Это содержание группируется на следующих трех уровнях:
Теоретический уровень представлен специально созданными концепциями, идеями и принципами построения политической жизни;
Эмпирический уровень выступает в форме идей, накопленных политическими деятелями в процессе практической политической жизни. Не всегда политические идеи четко сформулированы в теоретических положениях манифестов или партийных программ. Некоторые важные идеи находят выражение в речах государственных, политических и общественных деятелей, публикациях средств массовой информации. Некоторые элементы этого уровня могут быть обобщены и использованы в определенных политических технологиях, а также для построения политических теорий;
Обыденный уровень политического сознания — повседневное состояние общественного мнения по поводу политической жизни. Другое название этого уровня — «общественная психология».
В зависимости от субъекта политики типами политического сознания выступают: индивидуальное (содержит систему информационных, мотивационных и ценностных компонентов, обеспечивающих познание личностью политики и участие в ней); групповое (обобщает установки и мотивы политического поведения конкретных классов, слоев, элит); массовое (выражает общественное мнение, настроение и действие масс). Индивидуальное политическое сознание формируйся в процессе политической социализации и выражает способность личности оценивать политику и характер установки на проявление активности в ней. Носителями группового сознания выступают политические партии и другие организации. Здесь сознание представлено в виде программы деятельности этих организаций. Массовое политическое сознание выражает характер знаний общества о политической действительности и представлено общественным мнением.
С ролевой точки зрения политическое сознание выполняет следующие функции: регулятивную (дает ориентиры с помощью идей, представлений, убеждений и т.п. относительно политического участия); оценочную (способствует выработке отношений к политической жизни, к конкретным политическим событиям); интегрирующую (содействует объединению социальных групп общества на основе общих ценностей, идей, установок); познавательную (помогает людям усвоить политическую информацию, анализировать окружающую политическую действительность); прогностическую (создает основу для предвидения содержания и характера развития политического процесса, позволяет получить информацию о будущих политических отношениях); мобилизующую (побуждает людей к политически ориентированному поведению, к участию в общественно-политической жизни ради отстаивания своих интересов, к объединению со своими единомышленниками в партии, движения, другие объединения).