18) До революции, духовное развитие общества было тесно связано с развитием западной культуры но имела своеобразие. Развитие психологических идей осуществлялось в русле двух направлений: антропологический (Чернышевский), религиозно-философское (Соловьев).Из Антропологического направления исходит естественно-научная линия изучения психики, связанное с исследованиями ученых Сеченова, Павлова, Бехтерева, Ухтонсокго. К теологическому принципу Соловьева восходит концепция нового религиозного сознания в трудах Бердяева, Франка, а в психологии представителями были Челпанов, Лопатин, Лосский. Идейное противостояние двух идей имело не только теоретическую, но и социально-экономическую основу. Потому что теологическое направление выражало официальную идеологию правящего класса, а в естественно-научное направление тесно связано с революционных классом. В Пред революционный период именно психология была предметом идейных дискуссий и отражало политическую борьбу. В 1984 Бехтерев создал первую психологическую лабораторию, а первую программу превращения психологии в самостоятельную науку написал Сеченов, который сформулировал задачу доказать возможность приложения физиологических знаний к явлениям психики. Решение этой задачи вывелось в рефлекторную теорию психической деятельности, основные положения которой Сеченов изложил в своей книге рефлексы головного мозга. В дальнейшем исследования Павлова, Бехтерева, Ухтонского были направлены на выяснение мозговых механизмов психической деятельности. Таким образом в исследовании российских физиологов до революции были заложены естественно-научные основы для разработки новой психологии, строящейся на основе материализма. Но официальная психология до революции строилась на позиции идеализма и была тесно связана с теологией (религией).
|