Условно история возникновения и развития психологических знаний можно разделить на 3 периода:
- Религиозно-мифологический
- Философский
- Психология, как самостоятельная наука.
Самые ранние представления о душе отразились в первобытных верованиях, культах, мифах
Мифология – форма духовной культуры древнего человека.
Мифы существуют во всех народах и все мифы похожи, имеют общие черты.
Две основных особенности мифологии:
1.Культ предков, связанный с верой древнего человека в бессмертную душу (душа – это дыхание, обряды захоронения, уже у неандертальца, жившим в каменном веке были представления о жизни души после смерти тела, (они верили в существование невидимых духовных сил))
2. Культ природы, основанный на вере в существование невидимых духовных сил, живущих на Земле вместе с человеком. Это архаичное мировоззрение – анимизм.
Анимизм – характеризуется верой в духовность природы (все вокруг живое). Анемическая культура тесно связана с разнообразными ритуалами, призванными склонить духов природы к сотрудничеству.
Впоследствии эта техника управления сверхъестественными и невидимыми сущностями стала называться магией. Еще позже выделилась специальная каста людей, совершающих такие магические ритуалы. Анимизм не является религией в полном смысле слова, но содержит все предпосылки для его возникновения:
- Вера в существование сверхъестественность ценностей, души и духов
- Вера в возможность воздействия на духовные сущности, посредством определенных ритуалов.
- Вера в существование жизни души после смерти тела
В недрах древних мифов и религий, зарождались ростки естественнонаучных знаний, которые потом в последствии привели к возникновению философии, а потом и к современному научному знанию.
Анимизм - первоначальная форма верований. Души теряют персонификацию и становятся душами предков. Так появляются духи, которые бывают злыми и добрыми. Защитить себя от злых и заручиться поддержкой добрых помогает магия, которая включает в себя фетишизм и тотемизм. Мифологическое сознание - это осознание целостности, неразделимости человека и природы. Человеку родственны и животные и растения. Они все едины по первопредку. Для такого сознания не существует ничего сверхъестественного. Реально все.