Лингвистическая прагматика (лингвопрагматика) — этодисциплина, изучающая способность человека выражать с помощью лингвистических и паралингвистических средств свои намерения и понимать намерения собеседника (т. е. понимать, зачем и почему собеседник произнес то или иное высказывание), исходя из контекста, в котором было произнесено высказывание.
Речевой акт — отдельный акт речи, в нормальных случаях представляет собой двусторонний процесс порождения текста, охватывающий говорение и протекающие параллельно и одновременно слуховое восприятие и понимание услышанного.
Речевой акт в понимании Дж.Л. Остина
Занявшись вопросами о структуре речевых актов и об их таксономии, он совершил переход от перформативности к иллокутивности, сделав теперь ведущим в теории речевых актов понятие иллокутивной силы.
Акцент был перенесён с принципа деятельности говорящего по производству высказываний на принцип их коммуникативной целенаправленности (интенциональности).
В речевом акте Дж. Остин выделяет три уровня, тоже называемые актами: локутивный, иллокутивный и перлокутивный акты.
Локутивный акт представляет собой произнесение высказывания, обладающего фонетической, лексико-грамматической и семантической структурами. Ему присуще значение. Реализация звуковой структуры приходится на долю фонетического акта, лексико-грамматическая структура реализуется в фатическом акте, а семантическая структура -- в ретическом акте. (Он сказал, что… Он сказал: «Застрели её!» Он сказал мне: «Ты не имеешь права это делать».)
Иллокутивный акт, обладая определённой силой, обеспечивает указание не только на значение выражаемой пропозиции, но и на коммуникативную цель этого высказывания. Этот акт конвенционален. (Он доказывал, что… Он настоял / посоветовал / приказал, чтобы я застрелил её. Я утверждаю, что… Я предупреждаю, что… Я приказал ему подчиниться.)
Перлокутивный акт служит намеренному воздействию на адресата, достижению какого-то результата. Данный акт не является конвенциональным. (Он удерживал меня / препятствовал мне. Он остановил меня / привёл меня в чувство. Он раздражал меня.)
Все три частных акта совершаются одновременно, а не один за другим.
Осуществляя локутивный акт, говорящий одновременно осуществляет иллокутивный акт, когда спрашивает или отвечает на вопрос; информирует, уверяет или предупреждает; объявляет решение или намерение; объявляет приговор; назначает, взывает или критикует; отождествляет, описывает и т.п.
Надо иметь в виду, что перлокутивный акт -- это часть речевого акта говорящего, а не ответное (речевое или неречевое), не посткоммуникативное действие адресата.
Перлокуция состоит в воздействии на информационное состояние адресата, на его настроение, планы, желания и волю. А вот ответит ли адресат либо не сочтёт нужным ответить, находится уже за рамками инициативного речевого акта говорящего.
Дж.Р. Сёрл о структуре речевого акта
Дж.Р. Сёрл, продолжив труд своего учителя Дж.Л. Остина, внёс существенные изменения в теорию речевых актов. Они касаются структуры речевого акта, условий и правил успешности, таксономии иллокутивных актов. Он также предложил процедуру интерпретации косвенных (небуквальных) речевых актов. Большинство последующих попыток классифицировать речевые действия опираются на предложения Сёрла, хотя есть немало и других версий.
Прежде всего ог предложил модифицированную модель структуры речевого акта. Он провёл разграничение:
- 1) акта высказывания (локуции), изъяв отсюда семантическую составляющую;
- 2) пропозиционального акта (пропозиции, в терминологии порождающей лингвистики последнего этапа -- логической формы);
- 3) иллокутивного акта (иллокуции) и
- 4) перлокутивного акта (перлокуции).
В пропозициональном акте сообщается о положении дел в мире в прошлом, настоящем или будущем. Передача пропозиции (суждения) происходит в двух частных актах -- акте референции, посредством которого указывается на лицо или предмет, и акте предикации, сообщающем о том, какой признак приписывается (предицируется) референту. В этом свете передаваемое предложение представляет собой предикацию.
Одна и та же пропозиция может содержаться в качестве семантического ядра в ряде высказываний, различающихся по своей иллокутивной цели (интенции). Ср, например:
- (6-16) Антон сдаёт экзамен?
- (6-17) Антон сдаёт экзамен.
- (6-18) Антон, сдавай экзамен!
- (6-19) Сдал бы Антон экзамен.
- (6-20) Если Антон сдаст экзамен, я буду очень рад.
Референтом всех этих иллокутивных актов является одно и то же лицо -- Антон (х), и предицируется ему одно и то же действие -- сдача экзамена (Р). Эти речевые акты связаны общим пропозициональным содержанием р (Р сдавать экзамен (х Антон)), но различаются по своим иллокутивным составляющим.
В принципе в структуре каждого предложения, как уже указывалось раньше, имеются две части, одна из которых служит пропозициональным показателем, а другая -- показателем иллокутивной силы. Это можно представить формулой F(p). Обе части высказывания могут анализироваться независимо друг от друга.
В роли показателя функции могут выступать: наклонение глагола, а также множество перформативных глаголов (я прошу / предупреждаю / утверждаю и т.п.), порядок слов, ударение, интонационный контур, на письме пунктуация.
Иллокутивную функцию речевого акта может прояснить контекст. Так, например, высказывание Злая собака может интерпретироваться как предупреждение, если это высказывание помещено на табличке, прибитой к калитке, ведущей во двор частного дома.
___________________________________________________________
Теорию речевых актов разработал английский ученый Джон Остин. Именно он выделил понятия «речевой акт», «перформативность», «перформативные глаголы» и «перформативные высказывания». Высказывания, реализующие данные категории сами становились действиями в момент их описанием действия. Теория речевых актов сыграла большую роль в лингвистической философии и современной прагматической лингвистике, как и в целом в языкознании ХХ в. Идеи Остина получили дальнейшее развитие в работах Джона Сёрля. Для того чтобы наиболее ярко продемонстрировать, как с помощью слов совершаются действия, Остин приводит в пример такие социальные ситуации, как церемония бракосочетания и присвоение имени кораблю (christening a ship). В таких ситуациях легче всего увидеть, как произнесение их участниками определенных фиксированных высказываний типа – Нарекаю судно «Королева Елизавета» изменяет социальную действительность: корабль получает официальное имя, а в случае бракосочетания – меняется социальный статус партнеров. Остин называет подобные высказывания «перформативами» (англ. «to perform»). Это название указывает, что производство высказывания является осуществлением действия, а не просто говорением. Путем дальнейших рассуждений Остин показывает, что действия совершаются Говорящим в ходе осмысленного произнесения любых высказываний, даже тех, которые, казалось бы, просто «констатируют» наличие некоторого положения дел в реальности.
Одно из ключевых допущений ТРА состоит в том, что инвентарь речевых актов, входящий в общий фонд знаний коммуникантов, конечен и может быть исчислен и описан. Из этого вытекает одна из важнейших задач прагматического исследования, а именно экспликация инвентаря речевых актов в виде модели – научной классификации. Наибольшую известность получила таксономия Сёрля, которая включает следующие макроклассы речевых актов и объединет ряд частных разновидностей: репрезентативы, директивы, комиссивы, экспрессивы и декларации. В основе этой классификации лежат следующие критерии: цель РА, направление соответствия между выказыванием и действительностью, внутреннее состояние говорящего, особенности пропозиционального содержания высказывания, связь речевого акта с внеязыковыми установлениями или институтами. Частные разновидности внутри макрокласса выделяются на основе ряда дополнительных признаков, включая: соотношение социальных статусов коммуникантов (приказ – требование), способа связи речевого акта с интересами говорящего и слушающего (поздравление – соболезнование), степень интенсивности представления иллокутивной цели (просьба – мольба).
Важно отметить также, что существуют речевые акты, признаки которых могут быть характерны для разных иллокутивных макроклассов, и таким образом образовывать «смешанные» типы. Целью именно лингвистических исследований ТРА является соотнесение инвентаря речевых актов с единицами языка, которые их реализуют, т.е с высказываниями, построенными по определённой синтаксической модели со специфической лексической структурой. Лингвистический анализ подразумевает как уточнение состава разновидностей РА в рамках макрокласса, так и выделение в них интенциональных вариантов. В этом плане детально разработан макрокласс Директивов, в составе которого на основе ряда дополнительных параметров выделены подкатегории Прескриптивов, Реквестивов и Суггестивов. Так, например, в число Суггестивов (англ. Suggest), помимо РА совета, входит РА предложения совместного действия. Кроме того, Дж. Сёрль дифференциирует прямые и косвенные речевые акты: в случае косвенных речевых актов говорящий имеет в виду не только то, что он говорит, но и нечто большее. Добавляется некое дополнительное или новое значение высказываения. Дальнейшее развитие понятий, открытых в рамках ТРА, позволяет углубить анализ тончайших оттенков речевых смыслов. Их значение в последнее время возрастает в связи с возрастанием роли языка как орудия массовой коммуникации.