В 60-е годы 20-го века в Институте русского языка АН СССР проводился проект под руководством Земской, в котором проводилось исследование реальной Русской разговорной речи, т е той речи, которую употребляют в условиях непринуждённого общения люди, владеющие русским литературным языком. Помимо монографии и серии статей участников были опубликованы и сами записи.
Проект проводился раньше собственно дискурсных исследований, которые появились на Западе только к концу 20-го века.
Как и в похожих экспериментах французских исследователей звучащей речи, язык предстал вовсе не в литературном виде. Например, большую часть примеров составило неправильное употребление именительного падежда: напр, магазин не подскажете?; метро/сходите? В письменном виде смысл немного теряется, но в устном дискурсе он восполняется интонацией и сегментацией.
Ещё одним важным результатом работы группы Земской стала выработка принципов транскрипции устной разговорной речи. Например, фрагменты разной интонационной и информационной значимости выделяются с помощью косой черты или особым шрифтом и т.п.
Магнитофонные записи использовал и Чейф, в 1980 году опубликовавший книгу "Рассказы о грушах. Когнитивные, культурные и языковые порождения повествования", а в 1994 - "дискурс, сознание и время". В 1-й книге исследуются транскрипты пересказов фильма о мальчике, собирающем груши. И на основе исследования делаются выводы о процессах вербализации визуального опыта. Во 2-й книге также используются транскрипты реально зафиксированных дискурсов.
Чейф разработал систему записи транскриптов, отражающую порождение речи. Устный дискурс порождается толчками, называемыми интонационными единицами. Часто встречаются незавершенные и ошибочные интонационные единицы, молчание, паузы (в секундах), ударения.
Основное внимание Чейф уделяет выделению топика, комплекса идей. Топик определяет целостность дискурса.
Работы, подобные исследованиям Чейфа, проводили так же Томлин (рассказ о наблюдаемом на экране фильме в режиме реального времени), Гивон (грамматика манипулирует интеллектом, а интеллект порождает текст), Манн и Томпсон (теория риторической структуры – формирования дискурса как цепочки предикаций) и другие лингвисты.
В современном дискурс-анализе, как отмечает Макаров, используются такие формы записи, как: стандартная орфография, литературная транскрипция, псевдофонетическая тр-я, фонетическая тр-я .Общая композиция транскрипта: вертикаль, колонки, партитура.