В декабре 1564 г. Иван Грозный, обвинив в измене многих бояр, приказных людей, дворян, священнослужителей, оставил царство и уехал в Александрову слободу.
Таким образом, царю удалось создать в среде посадского и крестьянского населения мнение, что изменщики вынудили богоизбранного государя бросить царство и бежать куда глаза глядят. Ну а в ряды изменников Иван записал всех, кто мог составлять хоть малейшую угрозу его единовластию.
Безусловно, бегство самодержца из столицы породило смятение в умах и сердцах русских людей, в ментальности которых утвердился харизматический образ царя, с которым персонифицировалось Российское государство, как главный гарант национальной и религиозной самостоятельности русского народа.
Все это дало возможность царю выдвинуть ультиматум боярской думе и митрополиту. Сущность царских требований сводилась к следующему.
Вся территория государства разделялась на земщину и опричнину (старорусское опричь - кроме). В земщине сохранялись старые порядки, и управлялась она митрополитом и земской боярской думой. В опричных же землях всем распоряжался царь. Опричнина состояла из опричного двора с думными и приказными людьми, дворянами, стрельцами и челядью. Центром опричнины была Александрова слобода (ныне город Александров во Владимирской области).
В опричном войске, численность которого составляла 5-6 тыс. человек, были стерты все грани между выходцами из знатных боярских родов и безвестными дворянами.
Высшей и единственной ценностью и благодетелью признавалась преданность царю, который лично занимался комплектованием опричнины. Ее наиболее видными деятелями были: Григорий Скуратов-Вельский (Малюта), Борис Годунов, Михаил Черкасский, Алексей Басманов, Богдан Вельский.
Социально-экономическое содержание опричнины состояло в завершении концентрации собственности в руках государства и уничтожении основной массы крупных, средних, мелких земельных и других собственников.
В опричнину царь включил наиболее развитые в аграрном отношении территории, где находились крупные боярские вотчины: Малоярославский, Медынский, Перемышльский и другие уезды.
В опричные территории вошли также Поморье, Двинский край. Вологодский уезд, окрестности Селигера, где широко были развиты различные промыслы, активно формировались отношения частной собственности и рынка; наиболее развитая часть Московского посада, населенная ремесленниками и купцами; юго-западные и западные земли, близкие к литовской границе, в которых сильны были традиции и влияние польско-литовской шляхетской вольности.
Служилые люди, не набранные царем в опричнину, их дворовые слуги, все недовольные новыми порядками подлежали выселению в земщину, где им давались поместья на новых территориях.
О масштабах выселений свидетельствует тот факт, что только в Коломне, Переславле-Залесском, Ярославле 50 процентов всех детей боярских и дворян было выселено. В целом по стране одна треть всех служилых людей по отечеству была лишена обустроенных вотчин и поместий.
Лишь в первый (1565) год опричнины выселенцы получили на новых местах 1500 поместий. Крестьяне, населявшие эти земли, в один момент стали зависимыми.
Казнив своего двоюродного брата князя Владимира Старицкого с семьей, Иван Грозный ликвидировал последнее удельное княжество.
Массовые выселения из опричных территорий, карательные экспедиции в Новгород, Тверь, Торжок и другие области привели к тому, что 40 процентов всех русских земель были полностью разорены.
Политическое содержание опричнины заключалось в гиперцентрализации государственной власти и насаждении в обществе отношений подданства посредством массового террора.
По боярской думе, реально ограничивавшей самодержавие, был нанесен сокрушительный удар. 46 процентов ее членов было казнено, а 10 процентов насильно пострижено в монахи.
В 1570 г. во время карательной экспедиции в Новгород опричниками во главе с царем было уничтожено от 7 до 15 тысяч жителей, в том числе женщин и детей, в целом около 70 процентов населения города.
По синодику Ивана IV, то есть списку царя, который он вел для последующих поминальных молитв, жертв, чьи имена были известны царю, числилось 22 тысячи.
Только в один день 25 июля 1570 г. в Москве было казнено 120 человек, причем царь и его сыновья выступали в роли палачей.
Против опричной политики Ивана Грозного открыто выступили лишь два человека: митрополит Филипп (Колычев), обвинивший царя во множестве преступлений и прилюдно отказавший ему в Успенском Соборе Московского Кремля в благословении, а также отъехавший в 1564 г. в Литву князь Андрей Курбский.
Филипп был лишен сана, брошен в темницу и задушен Малютой Скуратовым. А Курбский, находясь в Литве, вел переписку с Иваном IV, в которой обвинил самодержца в узурпации власти, уничтожении соратников по Избранной раде, нарушении законов Божиих и человеческих. Ответы царя содержали гневные обличения тех, кто пытался «власть данную ему от Бога себе похитить», а Избранная рада называлась в них не иначе как « злобесный совет ».
Таким образом, во второй половине XVI в. московское общество максимально приблизилось по своей форме и ее наполнению к восточной деспотии. Но она не проявилась полностью, поскольку в низах общества, в системе корпоративных общин продолжала действовать законсервированная прямая общинная демократия. Противостояние общества и власти на данном историческом этапе окончилось победой власти. Общество, лишенное экономической основы своей независимости, не смогло взять ее под свой контроль.
Разруха в стране, в обществе, в умах и сердцах людей, неспособность их противостоять военной угрозе извне, очевидно, убедили Ивана Грозного в нежизнеспособности его детища.
В 1572 г. опричнина была отменена, а само упоминание о ней запрещено под страхом наказания кнутом. Таким образом, хозяин всей русской земли пытался исключить любую возможность критики обществом своей предыдущей политики.