пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

9.Сюжетный анализ текста на уроках чтения.

Сюжетный анализ – один из наиболее распространенных и плодотворных способов интерпретации художественного текста. На примитивном уровне он доступен практически любому читателю. Когда, например, мы пытаемся пересказать товарищу понравившуюся нам книгу, мы фактически приступаем к вычленению основных сюжетных звеньев.

В предельно общем виде сюжет — это своего рода базовая схема произведения, включающая последовательность происходящих в произведении действий и совокупность существующих в нём отношений персонажей. Обычно сюжет включает в себя следующие элементы: экспозициюзавязку, развитие действия, кульминациюразвязку и постпозицию, а также, в некоторых произведениях, пролог и эпилог. Основной предпосылкой развёртывания сюжета является время, причём как в историческом плане (исторический период действия произведения), так в физическом (течение времени в ходе произведения).

Основой эпического текста является сюжет, он его цементирует. Развитие сюжета, последовательность событий определяют путь анализа произведения, поэтому очень важно, если читатели малы и неопытны, чтобы они четко и ясно представляли себе сюжет эпического произведения. Самым распространённым приемом осмысления сюжета является составление плана. Это особенно важно, когда произведение достаточно большое по объему. План может быть традиционным, а может быть «картинным», т.е. рисованным, когда кроме заголовка дети рисуют иллюстрацию к событию.

Большое значение в работе с эпическим текстом имеет осмысление финала произведения, ведь в том, как автор завершает сюжет, проявляются его главные позиции в оценке героев и их поступков.

Иногда в эпическом тексте автор сознательно нарушает ход событий. Нужно с детьми осмыслить причины такого построения произведения, разобраться в его композиции.

Двигателем сюжета является герой, именно из его поступков складывается сюжетная цепочка. Само понятие «герой» возникло в древнейших литературных текстах, в которых рассказывалось действительно о героях: сильных, мужественных людях, совершающих героические поступки. Позднее героями стали называть всех персонажей художественного произведения, и главных героев, и второстепенных, и эпизодических. Для анализа сюжета нужно выделить героев произведения и понять, как они двигают сюжет, какие их поступки создают этот самый сюжет.  Понятие же поступка включает в себя не только внешние ощутимые действия (такие как пришел, встретил, поговорил и т.д.), но и внутренние намерения, раздумья, переживания, подчас выливающиеся во внутренние монологи, и всякого рода встречи, рождающие столкновения, а чаще всего приобретающие форму диалога нескольких персонажей.

Поскольку сюжет являет собой «ход событий», «развитие действия», у него всегда есть начало и конец. Иногда начало стоит называть завязкой, иногда – нет, принцип развития действия внутри сюжета тоже может быть разным.

В сюжете, где выделяются завязка и развязка, обычно есть причинно-следственная связь между эпизодами, которые последовательно сменяют друг друга, как бы вытекая один из другого. Это происходит, так как в основе сюжетного действия явно или тайно присутствует конфликт между героями, который становится как бы источником движения действия и своего рода «моторчиком», толкающим действие вперед. В другом типе сюжета может быть иной принцип развития действия – с преобладанием временной последовательности в смене эпизодов, и не содержащий весьма очевидной завязки, а часто и развязки.

(Примеры: Чтобы выявить сюжет и осознать его как важный компонент содержательной формы произведения, можно ответить на такие вопросы, как: - Есть ли главный герой в произведении? - Сколько времени проходит между таким-то и таким-то действием? - Почему такой-то персонаж ведет себя так-то? - С чего начинается произведение? - Чем произведение заканчивается? – Сколько эпизодов можно выделить в сюжете этого рассказа? И другие…)

В лирике следует подобрать в тексте «ключевые» слова и образцы, раскрывающие главную мысль поэта, составить «цепочки» ключевых слов, проанализировать художественные приёмы, которые использует автор: метафоры, эпитеты, олицетворения, метонимии, сравнения.


20.01.2017; 19:17
хиты: 2181
рейтинг:+1
Профессии и Прикладные науки
образование
начальное образование
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь