В социально-экономическом отношении период средневековья совпадает с феодальной системой (превращение свободных общинников и рабов в феодально-зависимых крестьян и образование крупного феодального землевладения).
Экономика периода средневековья была преимущественно аграрной, в ней господствовали натурально-хозяйственные отношения. Это отразилось на экономических взглядах этой эпохи, которые охватывали широкий круг проблем, начиная от обоснования законности владения феодалами землей и кончая вниманием к проблемам товарно-денежных отношений.
Говоря об особенностях экономической мысли средних веков, следует выделить два момента:
1. ее религиозно-этическое направление;
2. особенности развития экономической мысли этой эпохи в различных регионах, в зависимости от особенности формирования в них феодальных отношений.
"Салическая правда" (Гер.) - признается верховное право общины на сельскохозяйственные угодья и защищается суверенитет общины от покушения чужестранцев. Экономическая мысль классического средневековья развивалась на базе церковного права.
Итальянский богослов Фома Аквинский (1225-1274) – крупный представитель экономической мысли Средневековья. Фома Аквинский был известным богословом, учение которого стало официальной философией Ватикана. Им был создан обширный труд «Сумма богословий», в котором изложены его экономические воззрения. Опираясь на Аристотеля, Фома Аквинский оправдывал социальное неравенство людей, защищал частную собственность, идеализировал натуральное хозяйство. Он исходил в своем учении из того, что люди рождаются неравными и что на этом основано общественное разделение труда, деление общества на сословия. «Как у пчел, – писал он, – одни собирают мед, другие строят из воска ячейки, а королева совершенно не участвует в материальных трудах, так и у людей: одни должны возделывать землю, другие – строить дома, а часть людей, будучи свободна от мирских забот, должна посвящать себя духовному труду во имя спасения остальных».
Собственность – естественное и необходимое условие человеческой жизни. Частная собственность – основа хозяйства, экономической деятельности. В трактовке денег он придерживался номиналистической теории их происхождения, признавал необходимость их как меры стоимости и средства обращения. Он осуждал торговлю с целью получение барыша, но в целом - оправдывал ее. Он враждебно относился к крупной торговле, хотя некоторые виды торговли считал «чистой» и полезной для общества (например, ввоз в страну предметов первой необходимости). Фома Аквинский в целом осуждал взимание процента.
Но одновременно он порывал с натурально-хозяйственными воззрениями, оправдывал обмен, богатство делил на естественное (земля, ремесло) и искусственное (серебро, золото). В его работе нашли отражение специфические вопросы товарного производства. Наиболее важным из них является проблема "справедливой цены".
Справедливая цена – соответствующая трудовым затратам. Однако отступление от этой цены правомерно, если цена не гарантирует каждому участнику сделки приличное его социальному положению существование.
В основе всей теории Фомы Аквинского лежало оправдание сословных привилегий феодалов и купцов. Именно на это была направлена его безоговорочная защита земельной ренты.
Августин Блаженный. Разделение труда. Умственный и физический виды труда равноценны и не должны влиять на положение человека в обществе. Богатство. Труд людей создает богатство в виде материальных благ, включая золото и серебро. Обмен. Обмен осуществляется по принципу пропорциональности. Справедливая цена. Ценность товара должна устанавливаться в соответствии с трудовыми и материальными затратами. Деньги. Деньги являются искусственным изобретением людей и необходимым для облегчения и ускорения меновых операций
Средневековая экономическая мысль арабского Востока. Ибн-Хальдун
Экономические представления арабов связаны с изменениями в аравийском обществе. В Аравии феодальные отношения возникли в результате разложения первобытнообщинных отношений и кризиса рабовладельческого уклада. Было много рабов. Однако главная масса - свободные общинники, занимавшимися земледелием, основанным на искусственном орошении. Особенности физико-географических условий Аравийского полуострова (пустыни, полупустыни) способствовали развитию кочевого и отгонного скотоводства. Появляется религия - ислам.
Ибн Хальдун выступал против тех феодальных слоев. Он выработал концепцию социальной физики, которая призывала к осознанию отношения к труду, борьбе с жадностью, призывал к социальному равенству. Обосновал теорию развития общества, ввёл понятие «циклическое развитие»:
1) Дикость (охота, собирательство);
2) Примитивность (земледелие, скотоводство);
3) Цивилизация (города).
В своих суждениях дошёл до разделения необходимого и прибавочного продукта и проблем эксплуатации хозяйства.
Ибн-Хальдун рассматривал свойства товара, роль рынка, проблемы ценообразования. Колебания цен он связывал с соотношением спроса и предложения. На цены могут оказывать воздействие всевозможные незаконные поборы. Они приводят к повышению цен, поскольку торговцы, вынужденные нести эти поборы, включают их в цену своих товаров, способствуя тем самым росту дороговизны.
На хлеб, по мнению Ибн-Хальдуна, следует устанавливать низкие цены, поскольку хлеб является товаром первой необходимости и низкие цены способствуют улучшению жизни.
В основе торговли, любого акта купли-продажи лежит приравнивание различных товаров, содержащих одинаковое количество труда.
Согласно Ибн-Хальдуну, торговля является естественным способом добывания средств к жизни, наряду с земледелием и ремеслом. Вместе с тем он выступал против спекулятивной торговли, особенно осуждая спекуляцию хлебом. Торговля, рынок, по мнению Ибн-Хальдуна, способствуют совершенствованию ремесла и росту производительности труда. Он ратовал за обращение в государстве полноценных денег, выступал против снижения правителями содержания в монетах золота и серебра.
Рассматривая стоимость товара, Ибн-Хальдун включал в нее стоимость сырого материала, средств труда, стоимость труда производителей промежуточных товаров.
По мнению историков экономической мысли, Ибн-Хальдун намного опередил современников в понимании экономических явлений и поэтому занимает почетное место в истории экономической науки.
«Русская правда»
Выдающейся памяткой социально-экономической и политической литературы периода Киевской Руси является “Русская правда”. Она представляет собой сведение законов древнерусского права 11-12ст. Статьи “Русской правды” свидетельствуют о социальной структуре и отношениях собственности древнерусского общества, они регулируют имущественные отношения и защищают право собственности князей и феодальной знати на землю и крепостных, рассматривают вопрос налогообложения, получение ренты, организации княжеской и боярской вотчины в 11 столетии, основанной на использовании крепостного и рабского труда.
Термины, которые употребляются в тексте “Русской правды” дают представления о существующих к тому времени в Древней Руси товарно-денежных экономических отношениях.
В целом в “Русской правде” той или иной мерой отображены все процессы экономической и общественной жизни древнерусского государства.
Одним из главных письменных источников экономической мысли Киевской Руси является летописное сведение – “Повесть временных лет” (12 ст.). Основной идеей повести является восстановление целостности бывшего единства древнерусского государства перед угрозой нашествия кочевников.
В летописи рассматриваются источники доходов Киевского государства: поступления из хозяйства; дань и сборы от населения; штрафы (судебная таможенная пошлина); торговая таможенная пошлина и военная добыча. Дань собиралась в виде продуктов, меха или денег. Она оказывала содействие развитию товарного производства и товарно-денежных отношений.
В повести идет речь также о внешних торговых связях Киевской Руси с другими государствами. Летопись защищает феодальную собственность, покушение на которую остро осуждается, а наказание одобряется. В повести отображено развитие общественного разделения труда; полное обособление ремесленничества от земледелия и развитие ремесел.
Среди памяток древнерусской экономической мысли можно выделить “Поучения детям” Мономаха (п. 12 ст.). В нем жизнеописание князя объединяется с изложением истории Руси второй половины 11 – первой половины 12 ст. В нем содержится немало хозяйственных наблюдений и обобщений, показаны отношения между землевладельцами и зажиточными крестьянами с целью преодоления существующих социальных противоречий; показаны значение развития земледелия, скотоводства, промыслов, торговли, для укрепления могущества государства.
4.