В творчестве Аксакова получил развитие такой жанр, как автобиографическая повесть о детстве. В 1858 году он выпускает книгу «Детские годы Багрова внука». Это история о формировании детского характера на основе личных воспоминаний писателя о своей семье и детстве в родовом имении. Его главный герой описывается как натура очень чуткая и восприимчивая. Он много размышляет над поведением окружающих. С другой стороны мальчика занимает окружающая природа.
Исследователи отмечали, что стиль Аксакова восходит к Пушкинскому. Это простое изложение без стилистических излишеств и сильной эмоциональной окраски. В это же произведение вошла сказка «Аленький цветочек». Аксаков работал над этой сказкой в период увлечения фольклором и сказка была им записана действительно со слов ключницы Пелагеи.
Там не делают различий между детьми по возрасту и полу. Единственное запретное слово – «Моё». Семьи в этой коммуне нет. А родители детей являются воспитателями для всех. У детей есть мечта освоить Венеру. Отголоски этой утопии заметны на страницах пионерской периодики 20-30х годов. В 30е годы различные художественные направления были заменены социалистическим реализмом. Этот творческий метод предполагал, что писатель добровольно следует идеологическому канону. Как следствие очень быстро оказалась под запретом дореволюционного детства. Кроме того в детской литературе начала действовать очень жёсткая цензура, контроль за которой осуществлял наркомпрос. В конце 20х годов был разработан документ под названием «Основные требования к детской книге». В 33 году основанДетГИз которое получило монополию на издание и распространение детской литературы. Таким образом, автоматически попали под запрет все альтернативные издательские программы. Этот жёсткий контроль способствовал исчезновению из детской литературы темы семьи. Произведения этой тематики критиковались за сентиментальное содержание и идеализацию любви детей к своим родителям. Постепенно этот перегиб в отношении семейной темы был исправлен, но главным образом только в поэзии для малышей. На первом плане в детской литературе оказались произведения на общественные темы, главным образом предназначенные для публичного исполнения. В детской поэзии преобладали марши и речёвки, в прозе пропагандистские статьи и рассказы с места событий. В драматургии агитационные пьесы.
Из предыдущего дореволюционного наследия советская литература восприняла далеко не всё. Кроме того дореволюционную литературу не всегда запрещали открыто. Довольно часто она исчезала сама по себе, поскольку не смогла перенастроиться на нового читателя.Например при отсутствии запрета уже в 1919 году не выходит ни один дореволюционные детский журнал. Они просто потеряли свою читательскую аудиторию.
Резко возрастает авторитет ребёнка-писателя. Считалось, что их творчество заслуживает внимания не только со стороны читателей, но и со стороны государства. При этом отношение к произведениям детей было разным.Напрмер Горький и его сторонникиполагали что детская литература нуждается в правке. Чуковский и его сторонники полагали, что детское творчество хорошо само по себе и его не надо портить вмешательством взрослых. Постепенно государство берёт под опеку детские литературные кружки, члены которые назывались «юнкорами». Их сборники печатались большими тиражами, а на низкое качество произведений критика зачастую закрывала глаза. Со временем поэтому круг пишущих детей был ограничен и исчезает интерес к их творчеству.
После революции существенно изменяется язык детской литературы. Он становится очень пафосным, лексика заимствуется из лозунгов и политических прокламаций. Появляются новые детские журналы «Барабан» и «Юный строитель».
С конца 20х годов резко возросло количество публикаций на военную тему. Образцом стала книга «История всесоюзной коммунистической партии. Краткий курс» Вышла в 1938 году и приписывается Сталину. Изменяется образ ребёнка. Он начинает изображаться как маленький взрослый. Как прмер стихотворение А. Барто «Октябрятское школьное»