пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

I семестр:
» Литература
» детская литература
» Сказки Пушкина
» Творчество Адовского
» Возникновение теории и критики детской литературы
» Детские журналы и детские писатели 19 века
» Детский фольклор
» Учебная и познавательная литература для детей перв
» Сергей Аксаков
» Максим Горький как создатель новой детской литерат
» Детские журналы 20х-30х годов
» Дискуссии о детской литературе 20-30х годов
» Детская литература 40х-50х годов
» Детская литература 60-80х годов
» Детские журналы 60-80х годов
» Детская литература постсоветского периода

Учебная и познавательная литература для детей первой половины 19 века

Литература подобного рода в этот период сделала большой шаг вперёд по сравнению с 18 веком. Более разнообразным стал состав познавательной литературы. Для детей выпускались книги по истории, естествознанию, географии, по технике, медицине, а так же книги по культуре и о быте русского народа. Большая часть книг издавалась с участием известных учёных, поэтому занимательность изложения в них всегда сочеталась с научностью. В это же время окончательно вырабатываются основные жанры научно-популярной литературы, а именно: жизнеописания выдающихся людей, азбуки-картинки, христоматии, альбомы с гравюрами и текстом, игры с картинками и энциклопедии.

Энциклопедическая направленность детских книг того времени была настолько сильна, что даже буквари приобрели энциклопедический характер. В 1818 году выходит книга «Драгоценный подарок детям или полная новая энциклопедическая азбука». Книга составлена из маленьких статей популярного характера об истоиии, искусстве и естествознании

В 1814 году выходит иллюстрированная азбука Теребенева«Подарок детям в память 1812 года». Она предназначалась самым маленьким и получила очень широкое распространение. Этому в немалой степени способствовало её содержание. Уроки французского языка сопровождались карикатурами на Наполеона. Всего их было 34 (по 1й на каждую букву алфавита). В детскую книгу вкладывают свой труд очень многие крупные художники. Начало подобной традиции было заложено ещё в 18 веке. Например, книга Яна Амоса Каменского «Мир в картинках». Но в 19 веке появляются новые оригинальные энциклопедии. Например, в 1820 году выходит энциклопедия «Школа искусств, художеств и рукоделий». Материал располагался по принципу «от простого к сложному» и касался всех вещей которые окружают ребёнка.

В 1815 году начал выходить детский «Музеум» в котором энциклопедические сведения давались на русском и на 2х иностранных языках. С 1808 года начинает выходить 10титомное издание «Плутарх для юношества» (Плутархами в то время называли книги, в которых содержались биографии выдающихся людей всех времён и народов). Писатель Николай Полевой в 30е годы создаёт книгу «Русская история для первоначального чтения. Это был оригинальный научно-популярный труд в котором была предложена концепция, отличающаяся от концепции Карамзина. Например, Полевой впервые указал на грандиозную роль Петра I в русской истории. Более объективно у него была описана история церковного раскола, а так же таких фигур как Минин и Пожарский.

В 1847 году историк Сергей Соловьёв публикует труд «Русская летопись для первоначального чтения». В этой книге он простым языком пересказывает Повесть Временных Лет.

За промежуток от времени крымской войны и до революционных событий детская литература проходит этап своего окончательного становления. Творчество для детей начинает восприниматься писателями как почётное и ответственное дело. Окончательно утвердилось отношение к детству как к особому миру, который непохож на мир взрослых, эпоха потребовала от детской литературы актуального содержания и новой художественной формы. Развитие реалистического искусства оказала решающее влияние на детскую литературу. В неё приходит идеал народности. Под народностью понималось обращение к проблемам простого народа, его жизни и быту и при этом мировоззрение русского народа принималось за идеал.

Революционно-демократическое направление в литературе 19 века оказало влияние и на детскую литературу. Это направление возглавляли Чернышевский, Добролюбов и Некрасов. Усиливается противоборство двух тенденций в литературе. С одной стороны детская литература начинает сильно сближаться со взрослой. Это направление поддерживали писатели-демократы. Они откровенно показывали противоречия, существующие в реальном мире, и полагали, что детям о них следует знать как можно раньше. Другие писатели вставали на защиту детского мира от жестокой реальности. Они полагали, что в детских произведениях не должно быть неразрешимых противоречий и безнаказанного зла. Это противоборство в полной мере отражали детские журналы того времени. С одной стороны существует множество журналов сентиментального толка, которые стремятся защитить мир детства, например журнал Ишимовой. С другой стороны появляются журналы демократической направленности. В них утверждались идеалы народнической идеологии, разъяснялись идеи материализма и дарвинизма.

Детская поэзия тоже идёт по двум путям развития. Первое направление получило название «Поэзия чистого искусства» (Пейзажная лирика) и второе направление «Некрасовская школа». В поэзию для детей проникает сатира. Получает распространение гражданская лирика.

Наиболее прочные позиции в детской прозе занимает жанр рассказа, появляются его новые разновидности: рассказы социально-бытовые, героико-приключенческие, исторические. В рассказах появляются черты реализма, углубляется подтекст, авторы стремятся уйти от однозначности в разрешении конфликта, во многих случаях усложняется идея рассказа. К концу столетия в отдельное тематическое направление выделяются рассказы о детях-сиротах, бедняках и тружениках. Писатели стремились привлечь внимание к ужасным условиям, в которых жили дети бедняков и к огромной смертности среди них. Эта тема появляется в творчестве таких писателей как Мамин-Сибиряк, Чехов, Куприн, Короленко, Серафимович, Максим Горький, Леонид Андреев. Тема тяжёлого детства начинает проникать даже в святочные рассказы.

Писателей начинают привлекать психологические проблемы детей, растущих в благополучных семьях. Они начинают интересоваться возрастной психологией, влиянием воспитания на психику и окружением. Формируется литература о детях, обращённая к родителям и педагогам. Литературная сказка сохраняет свои позиции, но она становится более реалистической. Продолжают выходить книги с упрощённым изложением ветхого и нового завета, а так же житий и христианских притч. Однако даже здесь звучат призывы освободить библейское повествование от излишней сказочности, т.е. сделать более реалистичным. Особенно за это ратовал Лев Толстой и Лисков.


хиты: 2836
рейтинг:0
Гуманитарные науки
литература
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь