|
|||||||
39. Идейные течения и общественно-политическая жизнь России в пореформенный период (1860-1890-е гг.).Идейные течения и общественно-политическое движение в России в 1860 - 1890-е гг Пореформенная эпоха характеризовалась небывалым общественным подъемом, пересмотром базисных принципов и прежних общественно- политических и духовно-нравственных ценностей. Реализация реформ Александра II и их дальнейшая судьба оценивались разными слоями русского общества, что вызвало обострение идейно-политической борьбы. Мечты общества нередко или дальше намерений правительства и возможностей страны, что порождало конфликт. История развития общественной мысли и общественного движения в России второй половины XIX – начала ХХ вв. неотделима от истории русской интеллигенции (является историко-политическим феноменом). Применительно к той эпохе под интеллигенцией понималось специфическая общность людей, объединенных своим мировоззрением и психологией. По своему составу интеллигенция не совпадала с образованным классом. Философ Л.А. Тихомиров в 1896 г. так определил ее сущность: «все, что так или иначе примыкает к идее мирного или насильственного переворота общества ... - все это, независимо от степени своих знаний, ума, развитости, нравственного чувства, войдет в понятие «интеллигенция». В интеллигенцию входили представители дворянства, которые стали на путь революции или борьбы за конституцию, а также разночинцы из нижних слоев общества, которые благодаря полученному образованию достигли уровня, когда их политические устремления определялись скорее идеологией, чем социальными потребностями. Истоки формирования интеллигенции и ее мировоззрения: 1. религиозный: моральное влияние православной христианской традиции, преобразившейся в приверженность атеистическинигилистической вере. 2. идейный: заимствование западных политических и философских идеи, казавшихся социально справедливыми и прогрессивными, но бывших чуждыми русской исторической традиции. Изменения, происходившие в стране после 1861 г. воспринимались интеллигенцией как доказательство ущербности прежнего миропорядка с его православной духовной традицией и монархической государственностью. Поиск новых общественных и личных идеалов, которым была охвачена пореформенная молодежь, желавшая скорейшего перехода России к обществу свободному и социально справедливому, вел к обращению за образцами на Запад. 3. социальный: ослабление сословных связей; рост числа людей, получивших высшее образование; увеличение представителей «свободных профессий» - журналистов, адвокатов, преподавателей вузов, инженеров. Их социальный статус в традиционном «служилом» государстве был слабо определен, в результате они заняли особое положение, находясь вне сословий, с их закрепленными правами и обязанностями. 4. политический: отсутствие общественных институтов, которые давали бы выход избыточной политической энергии социально активным представителям образованного общества. Исключение составляли земские учреждения, но для участия в их работе требовался высокий имущественный ценз, к тому же земства занимались хозяйственными проблемами, тогда как интеллигенция желала решать политические и социальные вопросы. Отличительные черты интеллигентского мировоззрения: 1) неприятие существующего государственного строя и основных компонентов русского общества (религии, быта, национальной идеи, исторических традиций); 2) присвоение понимания научного знания и прогресса, что позволяло интеллигенции утверждать, что она призвана решать судьбу России; 3) присвоение права выражать и защищать интересы крестьян и рабочих; 4) самоидеализация: интеллигенция считала себя «лучшей частью общества», «прогрессивно мыслящей» и «политически сознательной». Из такого миросозерцания проистекало желание радикальных общественно-политических перемен. Своей исторической миссией интеллигенция считала освобождение народа от самодержавия и поддерживала всякую теорию и любое движение, направленное против монархической государственности. Характерной особенностью революционных интеллигентских течений являлись непреклонность суждений, неприятие компромиссов, острота идейных споров. Основные направления общественно-политической мысли: 1. Революционно-демократическое. В истории развития революционно-демократического направления можно выделить три этапа: 1) 1860-е – начало 1880-х гг. – складывание народнической идеологии и деятельность революционных народников; 2) вторая половина 1880 – начало 1890-х гг. – преобладание либеральных народников, занимавшихся мирной культурной деятельностью; 30 3) 1890-е гг. – начало распространения марксизма, на основе которого создаются первые социал-демократические группы; возрождение идей революционных народников и попытки создать обновленную программу. Народничество – направление русской общественной мысли и движение интеллигенции. В 1860-х — начале 1880-х гг. народничество было господствующим в русском революционном движении. Основные положения народничества: ♦ признание капитализма упадком, регрессом; ♦ Россия сможет сразу перейти к справедливому обществу – социализму, минуя капитализм, поскольку у нее есть крестьянская община (готовая ячейка социализма); ♦ государство – зло, поскольку составляет крупнейшую в стране капиталистическую силу и главного политического притеснителя народа, необходимо уничтожить государство и все его институты; ♦ русский народ находится в состоянии полного рабства, экономического и политического, но по своим симпатиям и идеалам является социалистическим; ♦ будущее политическое устройство России - федерация вольных рабочих, земледельческих и фабрично-заводских артелей, где нет частной собственности По вопросу о времени начала революции и средствах ее приближения в народничестве в 1860-70-е гг. существовало три стратегических плана: 1. бунтарский (идеолог М.А. Бакунин). Суть – крестьянин от природы бунтарь-революционер, он готов к революции, задача интеллигенция только его подтолкнуть. 2. пропагандистский (П.Л. Лавров). Суть – для осуществления революции нужна долгая пропагандистская работа, чтобы большинство народа осознало и одобрило принципы будущего строя и необходимость революции. 3. заговорщический (П.Н. Ткачев). Суть – тайная боевая организация революционеров должна произвести политический переворот, захватить власть и провести социалистические преобразования в интересах народа. Все эти течения повлияли на практическую деятельность народников, каждое из них преобладало на определенном этапе развития народничества. Ключевые даты: 4 апреля 1866 г. – покушение революционера Д. Каракозова на Александра II. 1876 г. – создание народнической организации «Земля и воля». Апрель 1879 г. – покушение народовольца Соловьева на Александра II. Ноябрь 1879 г. – попытка взрыва царского поезда. 5 Февраля 1880 г. – взрыв в Зимнем дворце (Халтурин). 1 марта 1881 г. – убийство Александра II. Либеральное (практическое) народничество. После идейного краха революционного народничества (революции в России после убийства императора не произошло), и разгрома полицией его организационных структур, началось перерождение революционной идеологии. К середине 1880-х гг. были выработаны идеи практического народничества. Суть: идеалы социализма можно достигнуть эволюционным путем, через постепенное улучшение быта и экономического положения крестьян. Для этого необходимо идти работать в земства (оно ближе других учреждений стоит к народу) в качестве врачей, учителей, статистиков и т.п. Либеральные народники выступали за сохранение общинного землевладения, поддержку кустарных промыслов, широкое просвещения крестьян. Однако и на культурной работе практические народники не расстались полностью с радикальной идеологией. В начале ХХ в., когда сложились благоприятные условия, они выступили в оппозиции к самодержавию и вновь выдвинули радикальные политические (созыв Учредительного собрания, всеобщая подача голосов, создание республики) и социальные (отмена частной собственности, социализация земли) требования. В начале ХХ в. из реформированного народничества вышли две политические партии: социал-революционеры, считавшие террор средством политической борьбы; и народные социалисты, стоявшие за эволюционный путь развития России к социализму и легальную политическую деятельность. С середины 1990-х гг. одним из влиятельных направлений русской революционно-демократической мысли стал марксизм. В этом учении большая часть интеллигенции нашла свою идейную основу, которая должна была помочь ей в осуществлении своих политических задач. Марксистская доктрина включала в себя: - экономический детерминизм (все процессы в обществе определяет уровень развития экономики); - двигатель истории – классовая борьба; - теорию катастрофы капитализма как начало социалистической революции; - самый революционный класс – пролетариат; он осуществит революцию и приведет Россию к коммунизму, где не будет частной собственности, а будет бесклассовое общества и условия для свободного развития каждой личности. Марксисты отвергали идею об особом пути России и доказывали, что в ней ускоренно развивается капитализм, что означало рост пролетариата, то есть той силы, с которой были связаны их общественно-политические перспективы. Марксистские организации. Первая русская марксистская организация - группа «Освобождение труда», была основана в Женеве в 1883 г. бывшими народниками Г.В. Плехановым, В.И. Засулич, П.Б. Аксельрод. Группа занималась переводом работ К. Маркса и пропагандой его идей. В России организаторами первых рабочих кружков были М.И. Бруснев, Д. Благоев, Н.Е. Федосеев. В 1895 г. в Петербурге создан «Союз борьбы за освобождение рабочего класса» под руководством В.И. Ленина. Он выдвинул тактику широкой экономической и политической агитации среди рабочих. Марксизм развивался не только как революционная идеология, нацеленная на пролетарскую революцию. В 1890-е гг. в России получил распространение «легальный марксизм». Его представители – П.Б. Струве, С.Н. Булгаков, М.И. Туган-Барановский. Они выступали в легальных журналах «Новое слово» (1894-97), «Жизнь» (1897-1901), «Начало» (1899) и др, стремились рассмотреть происходящие в стране социальные и экономические процессы с позиций марксисткой теории. Они считали, что борьба рабочего класса за свои права должна происходить в рамках борьбы за демократию и были противниками насильственных методов борьбы, за что выступал В.И. Ленин. 2. Либеральное направление. Развитие России после 1861 г., на основаниях, общих с началами западноевропейских государств, вело к широкому распространению либерализма. Российские либералы были сторонниками европейской модели развития, приверженцами политических свобод и правовых норм общественного устройства; выступали за широкое развитие местного самоуправления; и считали реформы, проводимые монархом, главным методом социально-политической модернизации России. Разочарование либералов в реформаторской способности самодержавия (надежды на Николая II не оправдались) привели к тому, что либеральное движение к концу 1890-х гг. стало более радикальным и перешло в непримиримую оппозицию к самодержавию, стремясь встать во главе всего 31 «освободительного движения». Была разработана программа объединенной либерально-демократической оппозиции, где главным стало требование введения конституции и политических свобод. Идеологи либерализма: В.А. Гольцев, И.И. Петрункевич, Д.И. Шаховской, М.М. Стасюлевич. Организационной опорой либерализма были научные общества, земства, крупные журналы («Вестник Европы», «Русская мысль»). 3. Консервативное направление основывалось на русской исторической традиции, православных духовных ценностях и монархических идеалах. Любовь к царской России, преклонение перед ее прошлым, вера в Бога, почитание монарха - вот те главные принципы, которые лежали в основе консерватизма и должны были служить залогом исторической и духовной преемственности. Реформы Александра II были восприняты консерваторами как необходимые для дальнейшего развития и процветания России. Поскольку инициатива в их проведении исходила от монарха, который олицетворял волю и дух народа, то они первоначально не подвергались сомнению. Перелом в понимании их смысла и результатов наступил на рубеже 1880-х гг., когда революционеры-народовольцы при моральной поддержке либералов выступили против национальных устоев и стали угрожать существованию монархии, а значит и всей России. Консерваторы выступали за сохранение неограниченного самодержавия, сословного деления общества, за развитие русской культуры на основе православия, выдвигали идеи панславизма. Идеологи: К.П. Победоносцев, М.Н. Катков, В.П. Мещерский, А.Д. Пазухин.
|
|||||||
|