Философия эпохи эллинизма, как известно, вновь обращается к изучению природы, возрождая натурфилософские концепции VI-V вв. до н. э. Этот поворот на первый взгляд выглядит как возвращение назад, отказ от софистико-сократической сосредоточенности на человеке. Но только на первый взгляд. В действительности же речь шла об углублении, говоря точнее, о сохранении, спасении в новых условиях представления о человеке как преимущественном и наиболее достойном предмете философии и, в частности, если иметь в виду мораль, как о самозаконодательном, самоценном существе. Источники добродетели, а тем самым и путь к вечному блаженству предполагалось найти в самом себе, недрах собственного духа. Человек, образ которого рисуют философы, знает или ощущает, что он находится внутри космоса, сопричастен ему и даже в своенравности и в стремлении к изоляции от мира он должен иметь нить, связывающую его со вселенной, подобно тому, как акробат, совершающий смертельные трюки, привязан к куполу цирка. Так как полис уже не мог быть опорой свободы и счастья человека, философы вновь обратились к природе, чтобы найти эту опору там. Отсюда очевидная ценностная заданность их подхода к природе: они не выводили из природы норму человеческой жизни, а, наоборот, саму природу истолковывали так, чтобы можно было в ней самой найти обоснование внутренней свободы и самодостаточности человека.
Своеобразие философии и этики данной эпохи воплотилось в школах Эпикура, стоицизма, скептицизма.
Кинизм
Кинизм – (циники) стремились не сколько к построению законченной теории бытия и познания, сколько к отработке и экспериментальной проверке на себе определения образа жизни. Киники обязывались жить в любом обществе не по его законам, а по своим собственным, с готовностью приемля статус нищих, юродивых Киники хотели быть нагими и одинокими, социальные связи и культурные навыки – мнимость. Они так же занимались теорией познания, критикуя общие понятия, как вредную выдумку, усложняющую отношение к предмету. Киники – источник стоицизма.
Стоицизм – появилось в Древней Греции и Риме: рационалистическое философское учение, которое в своем объяснении законов движения мира, человеческого познания, общественных отношений и этических норм соединяло материалистическую основу с идеалистическим толкованием явлений. Центром и носителем познания, согласно стоической философии, является душа. Она понимается как нечто телесное, материальное. Ее центральную часть, стоики называют разумом. Разум связывает человека со всем миром. Индивидуальный разум является частью мирового разума. Хотя стоики считают основой всякого познания чувства, большое внимание они уделяют и проблемам мышления.
Стоическая этика выдвигает на вершину человеческих усилий добродетель. Добродетель, по их представлениям единственное благо. Добродетель означает жить в согласии с разумом.
Эпикуризм - учение и образ жизни, исходящие из идей Эпикура и его последователей, отдающих не задумываясь предпочтение материальным радостям жизни.
В учении о душе Эпикур отстаивает материалистические взгляды. Согласно Эпикуру, душа - это не нечто бестелесное и отрицание бессмертия души. В основе всякого познания лежат ощущения, которые возникают при отделении отражений от объективно существующих предметов и проникают в наши органы чувств, основной предпосылкой всякого познания является существование объективной реальности и ее познаваемость с помощью чувств.Большое внимание уделял Эпикур и понятиям. Ясность и точность употребляемых понятий он считал основой любых рассуждений.
Скептицизм
- “смотрю, рассматриваю, обдумываю, понимаю”. Родился в академии Платона. Основное учение – воздержание от суждения, от решительного предпочтения одного из двух противоречащих друг другу равносильных суждений. Родоначальник Пиррон. По его учению, философ - человек, который стремиться к счастью. Счастье может состоять только в спокойствии и отсутствии страданий. О любом способе познания нельзя сказать истинный он или ложный. Истинно философский способ отношения к вещам - воздержание от суждений о них.