Эпоха в истории европейской культуры 13-16 вв., ознаменовавшая собой наступление Нового времени. Возрождение самоопределилось прежде всего в сфере художественного творчества. Как эпоха европейской истории оно отмечено множеством знаменательных вех — в том числе укреплением экономических и общественных вольностей городов, духовным брожением, приведшим в итоге к Реформации и Контрреформации, Крестьянской войне в Германии, формированием абсолютистской монархии (наиболее масштабной во Франции), началом эпохи Великих географических открытий, изобретением европейского книгопечатания, открытием гелиоцентрической системы в космологии и т. д.
Однако первым его признаком явился "расцвет искусств" после долгих веков средневекового "упадка", расцвет, "возродивший" античную художественную мудрость. Ренессанс - обозначает период интеллектуального и художественного преобразования в Западной Европе, которая наиболее ярко заявила о себе в шести итальянских республиках, а также во Франции, Голландии, Германии и слабее – в Испании.
В итальянском Возрождении принята следующая хронология:
- Предвозрождение (Проторенессанс)- дученто (12,13в.) и треченто(14в.);
- Раннее Возрождение (Кватроченто) – 14-15 век;
- Высокое Возрождение (Чинквеченто) – 16 век.
Культура итальянского Возрождения дала миру поэта Данте Алигьери , живописца Джотто ди Бондоне (знаменитые фрески капеллы дель Арена в Падуе), поэта, гуманиста Франческо Петрарку , поэта, писателя, гуманиста Джованни Боккаччо , архитектора Филиппо Брунеллески , скульптора Донателло (Донато ди Николо ди Бетто Барди), гуманиста, писателя Пико дела Мирандолу , живописца Сандро Боттичелли («Рождение Венеры»), живописца, учёного Леонардо да Винчи , живописца, скульптора, архитектора Микеланджело Буонаротти , живописца Рафаэля Санти и многих других выдающихся личностей.
основные черты:
-
антропоцентризм,
-
индивидуализм,
-
гуманизм,
-
модификация средневековой христианской традиции
-
особое отношение к античности – возрождение античных памятников искусства и античной философии,
-
новое отношение к миру, познание природы
Ренессанс совпал в Италии с самым тяжёлым периодом в её истории – междоусобицами, итальянскими войнами. Воспевало идеалы гуманизма, красоту и достоинство волевой, сильной личности, человека, который хочет всё знать и уметь.
В архитектуре Раннего Возрождения заметносильное увлечение точными науками: математикой и геометрией. В конструкции зданий используются геометрические формы: квадрат, окружность, треугольник.
Сложившись во Флоренции, классический стиль Высокого Возрождения создал свои наиболее монументальные памятники в Риме, а позже в число ведущих центров выдвинулась Венеция.
Достаточно только трёх имён, чтобы понять значение среднеитальянского искусства Высокого Ренессанса: Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буонаротти.
Микеланджело создаёт одно из бессмертных своих творений – капеллу Медичи, выстроенную по его собственному архитектурному проекту. К великим творениям Микеланджело относятся и росписи потолка Сикстинской капеллы в Ватикане. Знаменитые, Джорджоне («Спящая Венера»), Корреджо («Даная»)…
В искусстве эпоха Возрождения стала периодом рождения трех величайших европейских систем: маньеризма, барокко и рококо.
14. Творчество Леонардо да Винчи, Рафаэля и Микеланджело как реализация идей худ.культуры эпохи
Титаны Возрождения: Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан
Подлинным основоположником стиля Высокого Возрождения был Леонардо да Винчи (1452-1519).
Искусство для Леонардо было средством познания мира. Многие его зарисовки служат иллюстрацией научного труда, и в то же время это произведения высокого искусства. Леонардо воплощал собой новый тип художника - ученого, мыслителя, поражающего широтой взглядов, многогранностью таланта.
К числу ранних произведений Леонардо относится «Мадонна с цветком» (так называемая «Мадонна Бенуа», 1478), решительно отличающаяся от многочисленных мадонн 15 в. Отказываясь от жанровости и тщательной детализации, присущих творениям мастеров раннего Возрождения, Леонардо углубляет характеристики, обобщает формы.
«Мадонна в гроте» – первая монументальная алтарная композиция Высокого Возрождения. Тайная вечеря. Дама с горностаем. Благовещение. Мона Лиза (Дж.). Поклонение волхвов.
Создал новую манеру живописи (сфумато) – невесомую световоздушную среду, смягчающие контуры.
Рафаэль Санти (1483-1520). Младший современник Леонардо, прошивший короткую, чрезвычайно насыщенную жизнь, Рафаэль синтезировал достижения предшественников и создал свой идеал прекрасного, гармонически развитого человека в окружении величавой архитектуры или пейзажа. Представитель умбрийской школы.
Свадьба богородицы. Диспут. Триумф Галатеи. Прекрасная садовница. Преображение. Сикстинская Мадонна. Афинская школа. Мадонны (с младенцем, много).
(В более поздних работах - налицо все признаки маньеризма)
Рафаэль мастер пространственной композиции. Он точно выстраивает картину, связывает ее в единое целое.
Микеланджело Буонарроти— гениальный скульптор, живописец, архитектор, рисовальщик, военный инженер, поэт. Высокое возрождение/ранее барокко.
Поэтому он изображает человека – борца, действенного, активного, готового на подвиг. Уже в ранних самостоятельных произведениях – тяготение к большим монументальным образам, полных героики и силы («Битва кентавров»). Впервые в скульптуре он соединил телесную красоту с духовной идеей – статуя Давид во Флоренции, изображен перед свершением подвига. Работал над гробницами папы Юлия II и Медичи. Грандиозной была роспись сводов Сикстинской капеллы. создает в Сикстинской капелле полную мятежного духа протеста и обличения огромную фреску «Страшный суд». Завершил постройку собора Св. Петра в Риме, планировка площади и лестницы на Капитолийском холме.
Сотворение Адама (мозг). Мадонна Дони. Распятие святого Петра. Скорчившийся мальчик (эрмитаж).