Научная революция— это радикальное изменение процесса и содержания научного познания, связанное с переходом к новой системе фундаментальных понятий и методов, к новой научной картине мира, а также с качественными преобразованиями, с новыми способами обоснованности и организации знания.
Некоторые из открытий в этот период:
•Коперник сформулировал основы гелиоцентрической системы мира;
•Коплер сформулировал 3 закона движения планет;
•Галилией осуществил математизацию физики, ввел гипотетико-дедуктивный метод в конструировании физических теорий, ввел понятие идеализации в решении физических проблем.;
•Ньютон ввел понятия, без которых невозможна современная физика, сформулировал 3 закона механики, закон всемирного тяготения, ввел понятия абсолютного пространства и абсолютного времени, сформулировал субстанциальную точку зрения.;
•Ньютон и Лейбниц открыли интегральное дифференциальное уравнение.
В философии произошел переход от онтологической к преимущественно гносеологической проблематике.
(Онтология - учение о бытие. Гносеология – учение о знании, теория познания.)
Для многих мыслителей XVIII века научный прогресс начинает выступать как необходимое условие успешного продвижения общества по пути к общественному благополучию. При этом принималось, что все наши действия, все поступки (и в производстве, и в переустройстве общества) лишь тогда могут быть гарантированно успешными, когда они будут опираться на достижения наук.
В это время осуществлялся переход от средневековых представлений о Космосе к меха¬нистической картине мира на основе математической физи¬ки. Учёные стремились распространять знание, популяризировать его. Знание должно быть доступно всем и иметь практическую пользу. В дискуссиях теперь могли принимать участие даже те, кто традиционно был исключён из учёбы — женщины. Появились специальные издания, рассчитанные на них.
В науке XVII века наряду с экспериментальными исследованиями, активно развиваются математические формализованные методики, что приводит к появлению алгебры, созданию дифференциального и интегрального исчислений, аналитической геометрии. Ведущей отраслью знания становится механика — наука о движении тел.
Значительной оставалась роль религиозного мировоззрения, являющегося официальной государственной идеологией. Кроме того, ограниченность механистического мировоззрения нередко вынуждала передовых мыслителей XVII века обращаться к божественному всемогуществу, что характерно для научного творчества Г. Галилея, Р. Декарта, И. Ньютона, Т. Гоббса и многих других. Философские воззрения, пытающиеся согласовать новую естественнонаучную картину мира с гипотезой о существовании трансцендентной, вне природной личности творца получили название — деизм. Деизм еще не отвергает бога как творца всей живой и неживой природы, но в рамках деизма постулируется, что это творение мира уже свершилось, что после этого акта творения бог не вмешивается в природу: теперь природа ничем внешним не определяется и теперь причины и объяснения всех событий и процессов в ней следует искать только в ней самой, в ее собственных закономерностях. Это был существенный шаг на пути к науке, свободной от пут традиционных религиозных предрассудков.
В рассматриваемый период с новой силой развернулась полемика о том, что является основой подлинного знания — разум или опыт. В новое время эти два направления принимают форму эмпиризма и рационализма. Таким образом, в XVII в. в Европе появляется новая философия, опирающаяся на идеи самоценности разума, с одной стороны, и осознание важности целенаправленного экспериментально-опытного изучения мира — с другой.