3 уровня активности:
1- актив воспроизведения (характеризуется стремлением школьника понять запомнить и воспроизвести знания)
2- актив-ть интерпретации (связана со стремлением школьника постичь смысл учебного материала, установить в нем причинно след связи и научиться применять получ знания в нов условиях
3- актив творческая (предполагает творчское осмысление получ знаний, самостоят поиск решения уч проблем, интенсивное проявление познават интереса.
Активное обучение представляет использование активных исследовательских методов обучения обеспечивающих формирование познавательных интересов школьников.
Активные методы обуч побуждают школьников к активной мыслит деят-ти в ходе освоения учебн мат, благодаря им формируются у школьников познават самостоятельность
Познавательная активность – интеллектуально-эмоц отклик ученика на процесс познания, его желание и стремление учиться.
Познавательная самостоятельность – способность самостоятельно мыслить, принимать решения, уметь применять знания в нов условиях, критически анализировать полученную информацию.
Классификация активн методов
1) неимитационные не предполагают имитацию – активизация происходит через установление прямых и обратных связей. 1 проблем лекция логика построения проблем лекции отлич от логики лекций интерпритац.
Если в интерпритац лекции информация дается в готовом виде и признаются только дополнения. То в проблемн лекции поиск ?инф-ии. Основн дидактич приемы – создание пробл ситуац, вопросов, задач. Значит роль в проблем лекции играет учебный диалог. Проблемная лекция включает в себя 2 важнейших элемента:1-система пробл задач, вопросов, отраж-щих основные положения темы, 2-диалог, такая лекция требует предварительного ознакомления с материалом.
2 анализ конкретных ситуаций. Виды сиуаций : ситуация ароблема(содержит противоречия кот школьники должны разрешить), ситуация оценка (когда выход из проблемы уже найден кем-то из участников ситуации, а учащ-ся необходимо определить правомерно ли?, ситуация иллюстрация (с помощью конкретного примера мы иллюстрируем)
3 семинар –дискуссия. Предполагается активное формирование коммуникативных умений школьников, умение формулировать и доказывать собственн точку зрения. Это семинарское занятие требует предварит подготовки, включающее в себя освоение теоретического материала, изучение дополнит лит-ры рекомендов учителем, подготовка докладов, выступлений, продумать проблемные вопросы для дискуссии на семинаре. роль рецендента (+-), роль логика, роль психолога , роль экспертов. В ходе семинара можно организовать работу с документами , подготовить необходим док-ты, продумать систему вопросов к ним и заданий.
2) имитационные предполагают наличие модели, изучаемого процесса или имитацию той деятельности.
1. игровые
Ф-ции игровой деятельности:
1 коммуникативные- игра позволяет освоить навыки общения
2 самореализации – игра создает условия для творческой активности.
3 диагностическая – игра созд услов для самопознания и позволяет оценить уровень подготовки
4 развлекательная- релаксация
5 игра терапевтическая – игра позволяет преодолеть затруднения в учебной деят-ти. Процесс конструирования дидактич игры включает 4 этапа:
1, определение цели игры,2, определение содержания игры, 3, разработка игрового контекста(все задания, распределение ролей, по этапам, подготовка раздаточного материала, юр док, система оценивания и поощрения результатов)
4, составление структурной функции программы игры (конспект урока) Цели задачи этапы система оценивания, роли все прописывается.
Этапы игры : 1 организационный, 2, ход игры, 3 выводы, итоги
2. не игровые
Круглый стол. Основная часть –дискуссия, этот метод требует серьезн дополнит подготовки (изучение теории, изуч доп литры, наличие коммуникативных умений. Правильно организованная дискуссия №стадии: 1ст ориентации (формул-ка цели и проблемы) ПОПС, позиция, обоснование, пример, следствие.
2 ст оценки – обсуждение (задача учителя собрать максим идей и суждений, мнений, поддерживать активность всех учеников. Следить за тем чтобы обсуждение не уходило за выбранную тему , оперативно анализировать высказанные суждения, корректировка допущен ошибок, речев культура.)
3 ст консолидации – подведение итогов, выодов, оценить продуктивность каждого.
Типич ошибки при провед круг стола : недопустимо превращать дискуссию в контролььопрос, домирование учителя, активн-ть только у части уч-ся, остальные отмалчивабтся.
Достоинства:
Мозговой штурм
Цели решение проблемн вопросов, нач-ся с разминки, состоит из несколь вопросов, репродуктивных, краткие ответы,. Можно разбить на группы по 3-5 чел, каждая выбирает эксперта, нач-ся обсуждение хзадача эксперта фиксировать все суждения.
Эксперты удаляются для выбора наи\более продуктиных суждений и после подводят итоги. Задача учителя оценить поощрить.