Композиция это построение изображения путем гармоничного соединения отдельных его частей в единое целое, при этом изображение должно быть закончено с точки зрения линейного, светового и тонального строя.
- Центральная композиция - объект просто в центре кадра
- Правило третей - классическое правило композиции, используется чаще всего для съемки синхронов.
- Разделяем кадр двумя горизонтальными и двумя вертикальными линиями на 9 одинаковых частей, в точках пересечения линий и должен находится объект.
Планом называют масштаб изображения, содержащегося в кадре. Понятие «план» выражает степень крупности изображаемой фигуры или предмета, зависит от дистанции между камерой и снимаемой фигурой и от фокусного расстояния объектива.
Наиболее употребительное деление планов – на три вида: общий, средний и крупный.
Общий план показывает пространство, характеризует среду, в которой действует герой.
Средний план дает информацию о действии, Видна обстановка, участники и сам процесс действия во времени и пространстве.
Крупный план главный источник изобразительной информации о герое. Журналист и оператор решают, кого и что снимать определяют роль крупного плана. Момент раскрытия характера, эмоциональное состояние героя улавливается разными методами и способами съемки «с провокацией», с помощью «привычной», «скрытой» камеры и т.д.
Наиболее точное деление планов– на шесть видов:
1) дальний план (человек и окружающая его обстановка),
2) общий план (человек во весь рост),
3) средний план (человек до колен),
4) поясной план (человек до пояса),
5) крупный план (голова человека),
6) макроплан (деталь, например глаз).
Здесь необходимо заметить, что на некоторых телестудиях слово «план» употребляется как понятие, выражающее протяженность во времени, которое следовало бы выражать словом «кадр» в его втором значении (т. е. часть фильма или передачи, снятая «одним взглядом» камеры). Так, говорят о «длинном (или коротком) плане», тогда как следует говорить о длинном (или коротком) кадре. План же может быть более или менее крупным, но не может быть более или менее длинным.
Деталь – имеет большую смысловую нагрузку. Многозначительность. До и после детали должен быть показан средний или общий план для соизмерения с объектом.
Угол:
- Анфас – модель смотрит прямо в объектив и обе части лица на фотографии сохраняют свои пропорции и видны одинаково хорошо.
- Три четверти – легкий поворот лица вправо или влево. Модель должна развернуть голову так, чтобы одно ухо исчезло из поля зрения объектива
- Две трети – более выраженный поворот лица вправо или влево, при котором кончик носа модели не выходит за линию щеки. Обратите внимание, что нос должен не только не выходить за линию щеки, но и не касаться ее.
- Профиль – поворот лица вправо или влево на 90 градусов или чуть меньше. Для правильного портрета в профиль нужно, чтобы в кадре оказалась строго одна сторона лица.
- Съемка из-за плеча
Ракурс - Технический и творческий операторский прием, выражающий смысловое и эмоциональное отношение к предмету. Например, великий, торжествующий - нижний ракурс, несчастный, побежденный верхний ракурс.
Кроме этого определенный ракурс может быть использован для наилучшего осмотра объекта, для пространственной ориентации.
Понятие "ракурс" непосредственно связано с высотой точки съемки и с направленностью объектива относительно оси координат:
Съемка на уровне. Когда положение камеры находится на одном уровне с объектом съемки. Такой ракурс считается нейтральным и естественным. Нижний ракурс. При таком ракурсе камера располагается чуть ниже субъекта/объекта фотосъемки. С помощью такого расположения камеры вы сможете визуально приподнять субъект в кадре или же увеличить его размер и значимость. Но при портретной съемке такой ракурс лучше не использовать, иначе вы получите весьма комичное лицо с огромной шеей и подбородком. Верхний ракурс. Понятное дело, что при этом ракурсе ваша камера должна находиться над объектом съемки. Конечно, значение объекта в кадре разительно уменьшается. На уровне земли. В данном случае камера находится практически на земле.. Съемка сверху. Камера находится перпендикулярно той плоскости, где располагается объект. При такой съемке перспектива «сходит на нет».
Гаряев: «Ракурс движется по вертикали, угол съемки по горизонтали!»
Панорама - панорамирование. Это имитация взгляда человека при осмотре, переключения внимания. Обзорная панорама- показ среды, в которой находится объект и взаимодействие его со средой. Этим термином называют съемку камерой, поворачивающейся вокруг своей вертикальной или горизонтальной оси. Камера остается на месте, она лишь поворачивается: вверх или вниз, вправо или влево.
Панорама-переброска. Здесь по смыслу важны только начальный и конечный планы. При переброске камеры с одного объекта на другой подчеркивается одновременность или последовательная зависимость действий (например забивается гол- переброска- трибуны взрываются криками).
Панорамные кадры обязаны иметь достаточной длины статику в начале и в конце кадра каждого плана.
«Панорама-шок» снимается с большой скоростью, при которой всё изображение соединяется в светоцветовой поток, т.е. «смазывается».