1) Становление радиопрограмм (1921–1927)
Изобретение радио осуществлено в России 7 мая 1895 года. А.С. Попов на заседании Русского Физико-химического общества в Петербурге продемонстрировал изобретенный им первый в мире радиоприемник. А в начале двадцатого века в России была построена первая радиостанция по инструкциям А.С.Попова на острове Гогланд. Первые радиовещательные передачи в Советской России велись в 1919 году из Нижегородской радиолаборатории, с 1920 — из опытных радиовещательных станций в Москве, Казани и других городах. В 1920 году вышло Постановление ВЦИК «Об организации радиотелеграфного дела РСФСР», в соответствии с которым было принято решение о строительстве радиостанций, и в том же году было завершено строительство крупнейшей тогда в стране Московской радиотелеграфной станции на улице Шаболовка. 27 января 1921 года Совет народных комиссаров РСФСР принял Декрет «О радиотелефонном строительстве», в котором говорилось о строительстве в стране сети радиостанций. В это же время стали возникать и первые проводные широковещательные радиотелефонные передачи, обращённые к массовой аудитории. К весне 1921 года инженеры Казанской базы радиоформирований (военно-техническая база по типу арсенала) сконструировали усилитель, с помощью которого через рупор-громкоговоритель вроде граммофонной трубы можно было громко транслировать разговор по телефону. 1 мая 1921 года подобные рупоры-репродукторы были установлены в Казани на двух площадях, и через них стали передавать тексты газетных статей. Потом их установили в Москве и Петрограде. 25 сентября 1921 года в Москве на Вознесенской улице (ныне улица Радио) было начато строительство первой в России Центральной радиотелефонной станции. 14 февраля 1922 года в Москве на Шаболовке по проекту Владимира Шухова было завершено строительство самой высокой в стране 160-метровой цельнометаллической башни, 19 марта 1922 года на башню установили передатчики радиовещания и началась трансляция радиопередач. 21 августа 1922 года было начато радиовещание для обычных слушателей, которые смогли теперь принимать радиосигнал на большой территории — в Москве начала работу Центральная радиотелефонная станция, первая в России широковещательная радиостанция, осуществлявшая пробные передачи, которые постепенно становились довольно регулярными. Появились первые речевые программы: «Радио всем» и «Новости радио», осуществлялась трансляция музыки. В 1921 году состояние прессы характеризуют резкое сокращение качества газет и уменьшение тиража вследствие отсутствия денежных средств. В этих условиях радио было призвано не просто дополнять прессу, но выполнять своеобразную функцию замещения ее обязанностей в системе информации.
Театр у микрофона - спектакль, прошедший на сцене театра и переданный в эфир с соответствующими комментариями; радиотеатр - спектакли, поставленные непосредственно в студии по оригинальным сценариям, написанным специально для радио.
Решили выпускать для начала не одну, а две газеты по радио: рабочую — ежедневную, и крестьянскую. Возможность активизировать эмоциональное состояние аудитории, присущая радио, в еще большей степени проявилась в событийных трансляциях. 4 октября 1924 г. в день похорон М.В. Фрунзе был организован первый радиорепортаж с Красной площади.
По социально-политическим направлениям событийные трансляции рассматриваемого периода целесообразно разделить на: просветительские, общественно-политические, развлекательные.
По форме радиосообщения этого исторического периода представляется возможным разделить на: радиособрания, радиопереклички, радиолекции, радиоконцерты.
2)Радио тоталитарного государства (1928-1941)
1928 год по праву можно считать переломным в истории радио, обозначившим начало нового периода в развитии массового вещания. В июле 1928 года Совет Труда и Обороны принял постановление "О реорганизации радиовещания". По нему организация и управление радиовещанием СССР возложены на почт и телеграфов (Наркомпочтель).
С 1 ноября 1928 года вводится типовая недельная сетка вещания. Сетка дифференцировала и строго регламентировала направленность передач, а главное — их объем. Принципы ее составления основывались на учете интересов разных групп слушателей, которым адресовались программы. Революционную роль в развитии вещания сыграла звукозапись. Звукозапись позволила монтировать различные документальные записи, музыку, шумы. В результатепоявились новые формы и жанры радиожурналистики: радиоочерк, радиофильм, радиорепортаж. Первый радиомитинг прозвучал еще в 1927 г.
Начало 30-х годов: произошел старт детского вещания, в котором сразу же определились три направления: информационно-воспитательные программы о жизни пионеров и школьников — "Пионерская зорька"; просветительские программы, которые, как правило, в игровой форме несли детской аудитории разнообразную информацию по разным наукам; радиотеатр, в основе которого были инсценировки отечественной и мировой классики, а также пьесы современных авторов, написанные специально для радио.
С ликвидацией радиогазет произошла перестройка эфирной сетки «вещательного дня». Соотношение информационных и документальных передач уменьшилось в пользу чисто пропагандистских радиопрограмм. Невысокий профессиональный уровень текстов, однообразие жанров превратили речевой эфир второй половины 30-х гг. в однообразный фон. Так в целом завершилось формирование мощного пропагандистского канала. С 1940 г. все виды цензуры радиовещания были сконцентрированы в руках Главлита.
3) Советское радиовещание в годы Великой Отечественной войны (1941–1945)
В самые напряженные для страны дни с обращением к народу у микрофона "Последних известий" выступали партийные и общественные деятели. В 1941—1942 годах была построена самая мощная в мире радиостанции в Куйбышевской области. К 1943 году объем работы радиостанций не только достиг довоенного уровня, но и превысил его. Совершенно по-иному, чем в мирное время, строилась вещательная сетка: место многих традиционных довоенных рубрик заняли фронтовые передачи, сводки и сообщения. Радиокомитет находился на военном положении. Были организованы передачи "Говорит Западный фронт!". 5 ноября 1941 года была сформирована выездная редакция фронтового вещания. Для вещательных программ военных лет характерна их абсолютная централизация и легко объяснимый обстоятельствами высокий уровень цензуры. Уже в первые дни войны всем гражданам СССР (за исключением лиц, получивших специальные разрешения) запрещалось использовать дома любые радиоприемники, кроме репродукторов проводного вещания, чтобы жители получали информацию только от Всесоюзного радио. Радио организовало цикл передач для бойцов, командиров и политработников Красной Армии "Московские театры – фронту". В этих регулярных радиопередачах принимали участие лучшие мастера сцены. Большую роль в годы Великой Отечественной войны играло московское вещание на зарубежные страны. До войны оно велось на 13 языках общим объемом 30 часов в сутки. В первые месяцы войны советское радио начало передачи на целом ряде языков, которые раньше не использовались: словацком, греческом, турецком, иранском, польском, голландском и норвежском. Уже к концу 1941 года программы передавались на 21 языке, а их общий объем составлял более 51 часа в сутки. Параллельно с вещанием из Москвы Всесоюзный радиокомитет организовал передачи и из других городов Советского Союза.В 1945 году радиовещание в России стало двухпрограммным — Радиокомитет СССР запустил радиоканал «2-я программа Всесоюзного радио» (с 1 августа 1964 года — Радиостанция «Маяк»).
4)радио тоталитарного госуд-ва (1945-1970).
В условиях послевоенного времени перед радио, как и перед другими средствами массовой информации и пропаганды, ставилась задача объяснить народу, что трудности восстановления народного хозяйства потребуют от граждан СССР дополнительных жертв, но они должны быть уверены, что эти жертвы последние. Пропагандистская машина, ориентированная на манипулирование общественным сознанием в условиях тоталитарного государства, была запущена на полную мощность. Еще больше усиливается цензура, из эфира практически исчезают так называемые "прямые передачи", почти все программы (за исключением новостных выпусков "Последних известий") идут в звукозаписи. Организуются пропагандистские кампании против философов-идеалистов, биологов-генетиков, литераторов, которые пишут "неправильные" стихи и романы, против актеров и режиссеров, которые ставят "не те" пьесы, кинематографистов, которые снимают "неправильные" фильмы, и композиторов, которые сочиняют "неправильную" музыку. Ведущее место в программах заняла оперативная информация. По радио ежедневно передавались 12 выпусков "Последних известий" и 3 обзора центральных газет. Начиная с марта 1946 года еженедельно, по воскресеньям, в эфире звучала получасовая передача "Новости недели", которую транслировали радиостанции всех республик, краев и областей (затем она трансформировалась в радиожурнал "С микрофоном по родной стране").После окончания войны активно развивался процесс восстановления всех видов художественного вещания. Продолжало развиваться и музыкальное вещание. К 1955 году относится возникновение новой передачи – устного рассказа у микрофона. В октябре 1946 года на радио стал выходить ежемесячный литературный журнал "Невидимка", адресованный школьникам среднего и старшего возраста. В декабре 1945 года Центральное радио начало выпускать детский географический радиожурнал "Клуб знаменитых капитанов" в форме пьес, где главные действующие лица – герои любимых детских книг: капитан Немо, Гулливер, Робинзон Крузо, Дик Сэнд, Барон Мюнхгаузен и др. С 1967 года в стране стало развиваться трехпрограммное проводное вещание – у владельцев радиоточек появился выбор: на 1-й кнопке – I программа, на 2-й – "Маяк", на 3-й – комплекс разнообразных программ, литературно-художественных, музыкальных и детских художественно-просветительских передач, спектаклей, обозрений и т.п.
5)Радио эпохи социального застоя (1970–1985)
Временной границей нового этапа в истории отечественной радиожурналистики стал 1970 год. Как явствует из этого перечисления, на первое место вновь выходили чисто пропагандистские цели, а проблемы просветительского характера, объективного и достоверного информирования населения по разным вопросам, досуг и эстетическое воспитание отодвигались на второй план, и соответственно также на второй план уходили и вопросы профессионального мастерства, поиск новых форм вещания, острых интересных журналистских решений в разработке той или иной темы и т.д. Отправляясь на задание, журналисты часто не знали, что их ждет по возвращении. Если передача не нравилась председателю, то журналист мог быть уволен безо всяких предупреждений. Узнавал он об этом от милиционера при входе в здание Гостелерадио: у журналиста отбирали служебное удостоверение и предлагали пройти в отдел кадров, где уже официально уведомляли об увольнении. Расширились "черные списки" имен писателей, музыкантов, артистов, ученых и, разумеется, журналистов, которых не следовало приглашать для участия в радио- и телепередачах. Под запретом были имена Марины Цветаевой, Осипа Мандельштама, Николая Гумилева, Николая Бердяева и многих других. Усилился интерес КГБ к жизни, творчеству и главным образом к личным планам наиболее перспективных или уже известных радиожурналистов. Достаточно перечислить "ведущие программы" Главной редакции пропаганды, радиостанции "Юность", литературно-драматического и музыкального вещания, чтобы убедиться: эфир "семидесятых" и по сути, и по форме дублировал журналистское радиотворчество "шестидесятых". Большинство программ делалось откровенно "для галочки", которую считали знаком аккуратного выполнения указаний начальства. При этом качество эфирного материала никого не интересовало. Широкую известность получил цикл передач "Писатели у микрофона", который затрагивал важные проблемы повседневной жизни. Популярными были "Литературные чтения", состоявшие из 4–5 и более передач. Такая форма чтений "с продолжением" позволяла знакомить слушателей с крупными произведениями, а часто и со всей книгой целиком.
6)Радио "перестройки и гласности" (1985–1991).
1985 год стал переломным в жизни огромной страны, в развитии средств массовой информации. Политика перестройки, провозглашенная новым Генеральным секретарем ЦК КПСС Михаилом Горбачевым на апрельском Пленуме 1985 года, должна была по идее охватить все стороны жизни общества, все звенья государственного механизма. Был официально взят курс на демократизацию и гласность. В центре вещания, как говорилось в соответствующих отчетах, были трудовые будни народа, крупные мероприятия в партийной и общественной жизни страны, встречи государственных деятелей на высшем уровне, интервью М.С. Горбачева зарубежным средствам массовой информации. Партийные документы обсуждались в специальных предсъездовских выпусках "Последних известий" и "Маяка", радиопередачах "Время, события, люди", "Земля и люди" и др. Совершенно очевидно, что, несмотря на официально объявленные новые критерии работы, в радиопропаганде действовали старые стандарты. Замалчивались острые темы, касающиеся истории страны, особенно ее советского периода, межнациональных конфликтов. Запретными темами оставались позорная война в Афганистане, преподносившаяся под флагом "интернациональной помощи братскому народу", и положение в армии. С большим опозданием радио сообщило об общенациональной трагедии – аварии на Чернобыльской атомной электростанции в апреле 1986 года, причем в репортажах с места события хотя и рассказывалось о героической работе ликвидаторов аварии, размеры трагедии преуменьшались, ее последствия замалчивались. Появилась новая радиоформа – каналы (информационно-музыкальные, публицистические, литературные и др.) как самостоятельные передачи. Первопроходцами в поиске новых подходов к вещанию стали журналисты радиостанций "Юность" и "Маяк".Редакция решила возродить прямой эфир, а это требовало от журналистов новых навыков работы у микрофона: умения импровизировать, четкости. Теперь ведущий формировал программу по собственному выбору и сценарию: давал сведения о погоде, организовывал юридические консультации, обсуждал проблемы наркомании, преступности, рассказывал о "неформалах", популярных музыкальных коллективах, предлагал кулинарные рецепты. В программах "Юности" шли передачи о проблемах, волнующих молодых слушателей: "Дорогами мужества", "Молодая семья", "Молодежь и научно-технический прогресс", "В мире прекрасного", "Студенческая орбита" и др. Первый радиомост "СССР – США" состоялся в 1986 году. В течение двух часов шел диалог между московскими студентами и студентами Южно-Иллинойского университета. В США радиомост был дан в эфир полностью на 35 штатов. В эфире "Юности" он звучал в записи 45 минут, но стал первой пробой гласности в международном эфире, живым, "непричесанным" редакторской правкой обменом мнениями. За ним последовал радиомост "Москва-Вашингтон" (1988). Корреспонденты "Маяка", "Последних известий", радиостанции "Юность", Главной редакции общественно-политических программ вели репортажи из "горячих точек" – Сумгаита, Нагорного Карабаха, Нахичевани, Ферганы, Армении, Грузии, Душанбе. Во время попытки государственного переворота 19 августа 1991 года ГКЧП (Государственный комитет по чрезвычайному положению) издал указ о ликвидации наиболее прогрессивных и демократических средств массовой информации. Был запрещен выход в эфир и "Радио России". Но "Радио России" продолжало работать.
Но наибольший интерес в эти сложные для страны дни и ночи вызывали передачи радиостанции "Эхо Москвы". Именно эта станция стала бесспорным лидером отечественных СМИ в информировании населения о том, что происходило в столице СССР. Корреспонденты и обозреватели "Эха Москвы" с помощью различных каналов радио и телефонной связи выходили в эфир прямо с улиц и площадей Москвы и слушатели могли не просто узнавать о событиях, но погружаться в реальную атмосферу путча. Голоса журналистов "Эха Москвы" Сергея Корзуна, Алексея Бенедиктова, Андрея Черкизова и их коллег звучали порой на фоне грохота танковых моторов, и не единожды эти голоса заглушали автоматные очереди. Передатчик "Эха Москвы" несколько раз отключали, но журналисты находили новые технические пути и прорывались в эфир. Это была профессиональная работа настолько непривычная для отечественного радиовещания, что она сформировала сама собой принципиально новые критерии деятельности СМИ, которые с этого момента в значительной степени обусловили принципы дальнейшего реформирования всего массового вещания в стране.
21 августа 1991 года, после поражения путчистов, были возобновлены регулярные передачи из Останкино; с 22 августа началась круглосуточная работа "Радио России" на волнах I Общесоюзной программы и по первой кнопке проводного вещания.
7) Отечественное радиовещание в условиях рынка (1991–1999)
Начало 90-х годов – точка отсчета нового исторического этапа в развитии радиовещания России. Прежде всего, подверглась изменениям структура Гостелерадио СССР. Главный удар по монополии Гостелерадио был нанесен созданием официального государственного "Радио России", которое 10 декабря 1990 года вместе с Российским телевидением образовало Всероссийскую государственную телерадиокомпанию – ВГТРК. Кроме этого, в России на основе местных радиокомитетов, входивших в состав Гостелерадио, создается 88 вещательных структур – телерадиокомпаний. В ноябре-декабре 1991 года Гостелерадио СССР было преобразовано в Российскую государственную телерадиокомпанию "Останкино". Так выглядело государственное радиовещание в начале рассматриваемого периода: мощное "Останкино" и набиравшее силу "Радио России" – две параллельные вещательные структуры, непосредственно подчинявшиеся правительству и президенту. С тех пор как "Радио России" стало главной государственной компанией, оно постепенно теряло свой альтернативный имидж. Его программы перестали принципиально отличаться от программ других государственных каналов, выделяясь, может быть, большей аналитичностью, большим числом материалов публицистического характера. Но в целом "Радио России" превратилось в официозный источник информации. Не способствовало поднятию престижа государственных средств массовой информации и освещение войны в Чечне (1994–1995), где были созданы условия жесткой информационной блокады. В эфир шла однобокая, выхолощенная информация, сообщения из чеченских источников давались крайне редко. На характер показа событий повлияло и то обстоятельство, что и федеральная, и чеченская стороны искажали факты.
Гораздо полнее, а главное достовернее освещались события в Чечне коммерческой радиостанцией "Эхо Москвы", показывавшей позиции обеих конфликтующих сторон. В этой ситуации "Радио России", естественно, безоговорочно проводило политическую линию руководства страны.
Важный момент в преобразовании государственного радиовещания связан с Указом президента России "О совершенствовании телерадиовещания" от 6 октября 1995 года. Первой причиной реорганизации явилось существование двух параллельных структур, занимавших явно неравное положение: с одной стороны, "Радио России", по статусу официальная государственная станция новой страны, с другой – входящие в государственное предприятие "Останкино" радиокомпании, лишившиеся монопольного положения и в известном смысле отступившие в государственном вещании на второй план (за исключением, может быть, неизменно популярного "Маяка"). Такое сосуществование государственных компаний было в определенной степени атавизмом, данью старой системе и политике в области радиовещания и телевидения. И по мере того как в стране происходили политические, экономические и социальные перемены, назревала и необходимость коренных изменений в государственном вещании, упорядочения его деятельности. Названным Указом президента «Телерадиокомпания "Останкино"» была ликвидирована. "Радио России", оставшееся в составе ВГТРК, Радио-1, "Маяк", "Юность" и "Орфей" получили статус общероссийских каналов с равными льготами и правами на использование технических средств, принадлежащих государству. Было подтверждено создание российской радиовещательной компании "Голос России" (образована в 1993 году) – иновещания.
Важная черта развития СМИ на рубеже XX и XXI веков – образование мощных вещательных корпораций: в 1996 году был создан "Медиа-Мост" – мультимедийный холдинг В. Гусинского, в который наряду с НТВ, "НТВ Плюс", "НТВ Профит", "НТВ Дизайн", телесетью ТНТ, "Бонум-1" – спутником цифрового вещания, издательским домом "7 дней", различными печатными изданиями входит радио "Эхо Москвы". Идет процесс создания своеобразных радиовещательных империй – сетевых музыкальных станций: "Европа Плюс", "Русское радио", «Радио России "Ностальжи"», "Радио 101" и других, выходящих в FM-диапазоне в Москве и через спутники на другие города России и дальнего зарубежья. Примечательно и то, что ряд станций имеет дочерние предприятия, например «Радио "Классика"», начавшее вещание в апреле 1997 года, – дочерний проект "Русского радио".
Государственные станции: Вести фм, Маяк, Радио Звезда, радио России.