Способности – индивидуально-психические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности ее выполнения [35, с. 380]. Основоположником изучения способностей в ХIХ веке выступил английский психолог Фрэнсис Гальбон; из отечественных исследователей наибольший вклад в исследование проблемы внес академик Борис Михайлович Теплов.
Что характеризует способности?
- Во-первых, индивидуальная отличительность, т. е. каждый человек на что-то способен;
- Во-вторых, речь идет не о физических, а психологических способностях;
В-третьих, не всякие способности, а способности к определенной деятельности;
- В-четвертых, способности – это только возможность, а не реальность. [Подробнее об этом см.: 16, с.236].
У способностей два критерия: быстрота овладения той или иной деятельностью; качество (уровень) достижения в своей области деятельности.
Способности – понятие многоуровневое: основными уровнями способностей выделяют:
- одаренность – совокупность ряда способностей, выделяющая особенно успешную деятельность данного человека перед другими в одной и той же области деятельности;
- талант – совокупность способностей, позволяющая получить совершенный и оригинальный результат общественной значимости;
- гениальность – высшая степень развития таланта, позволяющая осуществить принципиально новое в той или иной сфере деятельности [
- интеллект – совокупность способностей к ряду видов деятельности; «… способность человека адаптироваться к окружающей среде»
Способности подразделяются на общие (способность жить, постигать мир, получать знания и др.) и специальные (способность добиваться высоких результатов в избранной области деятельности).
Направленность – сложное свойство личности, которое включает систему побуждений, определяющую активность человека во взаимодействии с окружающей средой.
Различают моральную, бытовую и профессиональную направленность личности. Моральная направленность человека выражается в его идейности, профессиональная проявляется через интерес к избранной профессии, бытовая выражается в материальных и духовных индивидуальных устремлениях. Различают моральную, бытовую и профессиональную направленность личности. Моральная направленность человека выражается в его идейности, профессиональная проявляется через интерес к избранной профессии, бытовая выражается в материальных и духовных индивидуальных устремлениях.
Направленность структурно базируется на:
- потребностях (что нужно человеку);
- мотивах (побуждениях к началу реализации потребностей);
- интересах (эмоциональной стороне потребностей);
- склонностях, призваниях (что получается лучшее);
- идеалах (с кого брать пример, на кого походить);
- убеждениях (я могу это сделать, я могу так поступать);
- мировоззрении (я должен это сделать и в личных, и в общественных интересах; если не я, то кто).
Внешний выход направленности проявляется в социальной установке личности.
Социальный статус- это положение субъекта в системе межличностных отношений, оно определяет его права, обязанности и привилегии, статус отражает иерархическую структуру группы и создает в ней вертикальную дифференциацию. Субъект всегда старается найти свое место внутри крупного сообщества и принимает связанные с этой позицией обязанности, ожидает, что и другие признают его права. Не только от субъекта завит его статусная характеристика.
Статус - это социальный процесс, человек сохраняет свой статус если живет в соответствии с установленными нормами, которые управляют поведением людей данной категории. те. позиция индивида в обществе определяется только на основе хорошо установленных отношений между ним и теми кто занимает другие позиции, многое в поведении человека направлено на сохранение имеющегося статуса или повышение его.
Социальными психологами установлено достаточно высокая чувствительность человека к символам статуса, как бы не был статус низок, он важен, т.к. без него субъект не имеет прав в отношении других. В различных группах человек может иметь разный статус и вообще человек обладает несколькими статусами, но они не равны, зачастую профессия служит наиболее используемым показателем статусной позиции, т.е. положение в обществе, как правило, определяется при помощи должности и профессии. Наш социальный статус отражаются в поведении, облике и одежде, жаргоне, манерах и внутренней позиции личности, это установки, позиции ,мотивы. Статус однажды установленный остается постоянным, хотя он подвижный, может быть деградация, а может быть повышение статуса.
Статусы различаются по характеру появления: выделяется прирожденный, приписываемый, достигнутый.
Прирожденный - тот статус, который появляется при рождении - национальность, пол, раса, членство королевской семье + система родства дает тоже набор статусов - прирожденных и приписываемых - сын, брат, сестра.
Статусы бывают постоянные, временные, основные, не основные.
Постоянные – это большинство прирожденных статусов (раса, пол).
Временные - (пассажир, сосед)
Основные - это те, которые являются прирожденными, приписываемыми, достигаемыми. Основным является личный статус - он проявляется в малых группах.
Не основные - это большинство наших статусов, обусловленных кратковременной ситуацией, например пациент, свидетель, зритель ДТП.
Социальная позиция личности - место, занимаемое человеком в системе общественного разделения труда и соподчинения в социальных структурах, группах и организация.
Позиция личности описывается через параметры. Основ-ным параметром личности, согласно А. В. Петровскому (1986), является направленность, указывающая, на какую высшую ценность ориентирована личность.
Традиционно выделяют три основных вида направленности, связанных с доминированием той или иной системы мотивов:
* личностную
* эгоистическую
* общественную, или коллективистскую
* деловую.
Далее выделяется параметр области функционирования ценностей, в соответствии с которым определяется частная позиция личности — нравственная, религиозная, эстетическая, деловая и др.
Третий параметр — устойчивость позиции личности, проявляющаяся в автономности позиции, способности личности выражать свои ценности через поступки.
Четвертый параметр — это активность личности, ее ини-циативность, с которой она утверждает принятую ею систему ценностей.