После свержения Наполеона во Франции восстановили династию Бурбонов. Уже в 19 веке появляются ордонасы , регламентирующие производство печати.
Сразу же была воссоздана цензура, при министерстве внутренних дел появилась комиссия из 20 цензоров, которая могла остановить действия печати. Все это было в рамках "традиций" французской прессы. В начале 30х годов Карл 10 еще сильнее ужесточил политику в отношении прессы. Газеты теперь могли существовать не больше трех месяцев, затем необходимо было возобновлять право. Журналисты не подчинялись и фактически они произвели революцию.
Карл 10 в испуге бежал из страны, но реставрацию династии решили не отменять и на тон взошел Филипп. Он отменил цензуру, но вскоре стал себя вести по отношению к прессе как его предшественники.
1830-1848 гг. вошли в историю как эпоха реставрации.
Началась либерализация, она привела к началу экономической революции во французской прессе. Причина - не только либерализация, но и стремительное развитие полиграф. техники и средств связи.
Следует упомянуть появление французского агентства "Гавас".
Шарль Луи Гавас придумал эффективно работающую структуру информационного агентства, звеньями цепи через которую получали информацию. Не только офиц. и заруб. газеты, но и сеть корреспондентов, которые являлись штатными сотрудниками агентств. Государство платило агентству субсидии, т.к. было заинтересовано в его д-ности.
Представления Гаваса - информация была товаром, за который потребители должны платить деньги (если товар соответствует требованиям). Гавас снабжал потребителей качественной и проверенной инфой, завоевав авторитет. Выделял 3 ф-и инфы - частная, политическая, международная.
Новый класс читателей
Рост промышленного производства 19 в. привел к увеличению товара, нуждающегося в рекламе. Значительно возросла грамотность населения.
Появился новый класс - грамотные, но не широко образованные люди, нуждающиеся в информации. Удовлетворять потребности такой категории читателей стало и возможно, и выгодно (из-за изменения в экономике газеты). Из-за того что пресса стала играть активную роль в политической борьбе (после Июльской революции), правительство также было заинтересовано в создании газеты, доступной обычным людям.
Эмиль де Жирарден - создал дешевую прессу, стал организатором новой французской журналистики, создал первый в истории журналистики дайджест (СМИ, содержащее выборку интересных новостей из другого СМИ). Газета называлась "Вор". Читателям было выгодно покупать газету раз в неделю и черпать из нее информацию.
Журнал "Мода" стал предтечей гламурного издания. В нем рассказывалось о жизни элиты и модных новинках. Были привлечены Бальзак, Дюма, Санд. Он ста публиковать в журнале и романы. В 19 в. большинство художественных произведений пришло к фр. читателю через романы с продолжением (сначала в изданиях Жирардена).
Вскоре Жирарден пошел дальше и стал основывать издания, которые напоминали общественно-политические СМИ.
Его газета "Пресса" поддерживала курс правительства, но главами отделов были писатели.
Жирарден был первым автором теории СМИ как прибыльного предприятия.
Изобрел рекламно-тиражную спираль( рекламодатель покупает не так место в газете, как ее читателей, и чем больше ее тираж и качественней распространение, тем выше цена рекламного издания).
Разделили рекламные расходы - на убывающие (затраты, не зависящие от тиража) и прогрессирующие (от тиража).
Вскоре у него появилось много конкурентов, которые привели к понижению тираже его издания. Впоследствии он ушел в политику, стал депутатом парламента. Вступал в конфликт с властью. В 10-е гг. его издательское дело достигло невероятных масштабов. Газеты, которые ему принадлежали, достигали 0.5 млн экземпляров.