Аввакум выступает новатором, разрушая средневековый канон. Перед нами необычное произведение, в котором отразились реальные противоречия эпохи и противоречия характера и мировоззрения героя, картины общественной жизни и быта Руси XVII века.
Традиции:
- Явление чуда – ангела, который приносит Аввакуму тарелку щей в темницу.
- Показано «божественное исцеление», Аввакум причищает больных вдов Марию и Софью, молится о них и они выздоравливают.
- Остается цель любого жития – показать испытания, через которые проходит главный герой, испытывая свою веру.
- Божественное чудо – когда Аввакум молит Бога о пощаде воеводы Еремея, тот возвращается с похода. Он рассказал, что войско погибло, а сам он спасся: во сне Еремею явился Аввакум и указал дорогу.
- Вещие сны: Аввакум не принимает новшеств Никона по возвращению в Москву, ведь ему во сне было предостережение от Бога, а после через дочь протопопа, Огрофену, Господь возвестил, что если тот не будет держаться правой веры и творить молитвенного правила, то умрёт.
- Традиция «бесноватости». Аввакум изгоняет бесов из Феодора, да и сам признается в бесноватости, когда избивает жену. Бес появляется перед Аввакумом в первые годы его служения.
- Традиция прощения: Аввакум прощает все грехи, когда к нему приходят каяться.
Новаторство:
1. Аввакум не причислен к лику святых.
2. Написано при жизни.
3. Житие напоминает исповедь-проповедь, форма повествования от первого лица придает тексту эмоциональность, силу.
4. В общих чертах композиция выдержана, нет привычного финала.
5. Герой - неидеальная личность, он «святой грешник»
6. Ярко изображается внутренний мир героя, этому служат внутренние монологи.
7. Пространства и время конкретны и реальны.
8. Герой индивидуален, узнаваем, речь его самобытна, эмоциональна; перед нами не абстрактный идеал человека, а земной страдалец, бунтарь.
9. Появляются комические нотки.
10. Язык живой, разговорный, введение просторечий становится основным стилистическим приемом; автор как будто не пишет, а свободно говорит.
11. Автор обращается к читателю из простого народа (крестьянину,горожанину), которому нелегко понять церковнославянскую речь.
12. Сюжет изображает национальный быт, порядки, семейную жизнь.