Нестор вводит историю Руси в русло истории всемирной.
- Начинается летопись с изложением библейской легенды о разделении земли между сыновьями Ноя, о вавилонском столпотварении, о происхождении славян от Иафета
- Следующим этапом становится рассказ о переселении племен, где Нестро переходит к славянскому племени, приводя их к месту, где будет установлен Киев
- Нестор утверждает варяжскую концепцию Руси, так, например, Аскольд и Дир упомянаются им боярами Рюрика, а не прсото какими-то варяжскими князьями
- После начинается основная часть (повествование о князьях), она по принципу строго выдержанной хронологии. Такая композиция позволяет свободно обращаться с материалом, вносить новые, исключать старые события, включать разнородный по характеру и жанрам материал.
Нестор еще более историк, чем его предшественники. Он пытается расположить максимум известных ему событий в шкале абсолютной хронологии.
Нестор доводит повествование до 1111 года. Труд, завершенный летописцем в 1113 году, стал составной частью более поздних летописных сводов (Ипатьевской и Лаврентьевской летописей).
Образ летописца в «Повести временных лет»
Метод работы над летописью заключался в том, что отдельные лица, чаще всего монахи, записывали те или иные события прошлого и настоящего, о которых слышали или свидетелями которых были сами.
- Летописец относится к своему делу как к служению Богу, как к высшей религиозно-общественной обязанности;
- Летописец не доверет полностью устным и письменным преданиям, вся их точность пропускается через него
- В момент, когда летописец должен сам стать «источником», т.к. пишет о своем настоящем, он старается передатьв се наиболее точно, ведь это – дело посланное ему Богом