2.11. Особенности композиции «Декамерона» Д. Боккаччо.
Наиболее знаменитым из всех сочинений Боккаччо является «Декамерон» (греч. «десятидневник») - сборник новелл, задуманный в 1348 и созданный между 1349-1353 гг. Книга состоит из 100 новелл, которые 10 молодых людей (3 молодых ужчин и 7 юных дам, девушек; в литературной критике их называют «персонажами обрамления») рассказывают друг другу в течение 10 дней в загородном доме во время разбушевавшейся во Флоренции эпидемии чумы. Таким образом, новеллы «Декамерона» рассказываются в обстановке своего рода «пира во время чумы». Академик А. Н. Веселовский замечает по этому поводу: «Боккаччо схватил живую, психологически верную черту — страсть к жизни у порога смерти».
Новеллы многообразны по интонации (от беззаботного смеха до высокого трагизма) и месту действия (провинции Италии, Испания, Прованс, Греция, Тунис...). В большинстве новелл события происходят во времена Боккаччо или непосредственно предшествующие им.
Сюжеты новелл заимствованы из разных уровней культуры: высокой куртуазной, низовой городской традиции. Пожалуй, нет такого сюжета в книге Боккаччо, который не был бы почерпнут из более раннего источника:
средневековые сборники прозаических новелл, в частности итал. «Новеллино» и их стихотворные аналоги;
книги нравоучительных примеров;
рыцарские романы;
восточные сказки («Тысячу и одну ночь» в Европе впервые прочитали в 18 веке, но некоторые ее сюжеты стали кочующими гораздо раньше);
сборники анекдотов.
Повествование начинается утром в среду, события длятся 10 дней, и в каждый день рассказано по 10 историй. Каждый день избирается «король» или «королева», которые устанавливают порядок дня и назначают тему для рассказов, которыми собеседники занимают друг друга. Этой темы должны придерживаться все рассказчики, за исключением Дионео, который получает привилегию рассказывать свою историю последним и на любую тему. В пятницу и субботу правители не избираются и новеллы не рассказываются. После того, как все 10 новелл в один день рассказаны, автор их «обрамляет» — показывает читателю рассказчиков, показывает, как они обмениваются впечатлениями от новелл.
В конце каждого дня одна из дам исполняет стихотворную балладу, являющуюся своего рода музыкальным контрапунктом для рассказываемых историй. Эти баллады — лучшие образцы лирики Боккаччо, в них «по большей части воспеваются радости простой и чистой любви или страдания любящих, которым что-нибудь мешает соединиться». Поскольку в выходные истории не рассказываются, всего события занимают 2 недели, и после окончания действия, опять-таки в среду, молодые люди возвращаются во Флоренцию.
Каждый день начинается заставкой к десяти новеллам, повествующей о том, как проводит время эта небольшая группа молодых людей, образованных, тонко чувствующих красоту природы, верных правилам благородства и воспитанности. В обрамлении новелл «Декамерона» можно видеть утопическую идиллию, первую ренессансную утопию: культура оказывается возвышающим и цементирующим началом этого идеального сообщества.
В композиции «Декамерона» максимально важен принцип РАМЫ: история сбежавших юношей и девушек, пролог, описывающий зачумленный город, послесловие автора, тематическое расположение рассказов.
Десять дней «Декамерона» - десять тематических блоков.
В рассказах первого дня нет единой темы.
Второй и третий дни посвящены многообразию проявлений Фортуны, которая призвана бороться с добродетелью.
День четвёртый - любовным историям с несчастливым концом, день пятый - со счастливым.
Новеллы шестого дня касаются удачно сказанного словца, седьмого - хитроумных поступков жён, которые умудряются обвести вокруг пальца супруга даже в самых пикантных ситуациях.
В день восьмой повествуют о разнообразных, не обязательно любовных проделках и обманах.
В девятый день «каждый рассказывает о чём угодно и о чём ему больше нравится», но здесь намечается поворот к серьёзной интонации и новой теме, которая окончательно оформляется в заключительный, десятый день - это различные проявления человеческого великодушия. Рассказчики как будто соревнуются: чей герой окажется более душевно щедрым - монарх, рыцарь, клирик или мудрец? Новеллы последнего дня стоят в книге особняком: в них сильна назидательность и оживает средневековая, рыцарская этика. Героиня итоговой новеллы сборника - Гризельда - дочь крестьянина, ставшая женой маркиза, в противовес многим женским персонажам «Декамерона», является воплощением добродетели.
Порочная и нечистая жизнь священнослужителей - одна из сквозных тем «Декамерона». Критика духовенства часто вполне добродушна - в духе средневековой прозы. При этом среди главных пороков священнослужителей выделяется любострастие: все клирики в «Декамероне» неизменно похотливы.
Эротическая тема в книге Боккаччо занимает большое место. Действительно, любовь во многих случаях понимается именно как плотский инстинкт, и тогда в её изображений преобладают комические или даже сатирические краски. Боккаччо использует целую коллекцию занимательных эвфемизмов (смягчённых, уклончивых выражений). Обилие в «Декамероне» новелл с пикантными эротическими сюжетами сам автор впоследствии объяснял ошибками молодости.
Многие новеллы композиционно весьма пространны, в них нанизываются переодевания, кораблекрушения, неожиданные узнавания, резкие смены социального положения, пламенные любовные увлечения, коварные и кровавые убийства, похищения... Общая мораль этих сюжетов незамысловата: Амур правит миром, сопротивление ему бессмысленно. Автор «Декамерона» высмеивает адвокатов и судей, чиновников и ростовщиков; он хорошо знает и охотно изображает мир купцов, описание житейской прозы перемежается с фантастикой.