Для определения объема медианасилия используется метод контент-анализа. Ученые должны сначала четко определиться с содержанием понятия медианасилия, затем просматривать различные телепередачи, фиксируя каждый случай его демонстрации и кодируя его, т.е. представляя в виде определенных показателей. Иногда при анализе содержания телепередач учитываются такие параметры, как тип телепередачи, тип телеперсонажа, род применяемого оружия, характер нанесенных телесных повреждений или материального ущерба. Различные характеристики объединяются в профиль насилия — объективную оценку количества насилия в передаче. Также важен контекст (намеренное ли насилие, последствия для преступника).
Исследования показали, что несмотря на индивидуальные различия, зрители часто испытывают сходные негативные последствия, вызванные просмотром сцен насилия в определенном контексте. Дети более других подвержены негативному влиянию и склонны имитировать увиденное насилие, особенно если в изображении акта насилия присутствуют все пять из упомянутых ниже компонентов:
1. Преступник представляет собой привлекательную ролевую модель.
2. Насилие выглядит оправданным.
3. За насилием не следует возмездия (преступные действия не вызывают раскаяния, не осуждаются, не наказываются).
4. Жертва насилия несет минимальный ущерб.
5. Сцена насилия воспринимается зрителем как реалистичная.
О когнитивном воздействии можно говорить в том случае, если при просмотре сцен, содержащих те или иные формы насилия, у зрителя меняется восприятие реального мира. Анализы многих опросов показали, что существует позитивная корреляция между временем, затраченным на просмотр телевизора, и особенностями мировосприятия. Те респонденты, которые смотрели телепрограммы больше, чем другие, воспринимали мир как более опасное место по сравнению с теми, кто уделял их просмотру меньше времени. Гипотеза культивации Гербнера, согласно которой постоянное потребление медианасилия ведет к преувеличенному восприятию опасности реального мира.
Эмоциональное воздействие мединасилия означает, что просмотр сцен насилия вызывает немедленную или долгосрочную эмоциональную реакцию. Исследования показывают, что каждый человек, независимо от возраста, эмоционально реагирует на медианасилие. Исследователи изучали реакцию зрителей на телепередачи, содержащие различные сцены насилия. Эмоциональные проявления воздействия таких сцен могут следовать незамедлительно (испуг или беспокойство) либо продолжаться достаточно длительный период (устойчивый страх, боязнь стать жертвой преступления).
При поведенческом воздействии медианасилия просмотр сцен насилия влияет на поведение зрителя. Выделяют пять основных категорий поведенческих эффектов: эмоциональное возбуждение, катарсис (выход агрессивных эмоций в процессе просмотра), десенсибилизация (потеря чувствительности, при регулярном просмотре насилия уменьшается восприимчивость), имитация (воспроизведение поведенческих моделей), дезингибиция (растормаживание; объясняется привыканием к просмотру сцен насилия, оправданных ситуацией или обществом, что приводит к снижению эффективности общественных норм, направленных против насилия).
Бэрри Гантер провел обзор большого количества научных работ, посвященных данной проблеме, и выявил шесть основных методов исследования медианасилия. К ним относятся: лабораторный эксперимент (строго контролируемые, искусственная обстановка), полевой эксперимент (в учебных заведениях, принцип разделения на группы, более естественная обстановка), корреляционное исследование (средний объем телевизионного насилия на зрителя и опрос о мере агрессивности, сравнение двух видов информации, недостоверная демонстрация причинно-следственной связи), лонгитюдное исследование (контакт с некоторыми телезрителями и тестирование через разные интервалы времени, предполагает, что регулярное медианасилие повышает агрессивность поведения), естественный эксперимент (изучение воздействия медианасилия на зрителей, которые впервые сталкиваются с телевидением, неоднозначные результаты из-за географических и культурных различий) и экспериментальное вмешательство (предназначается для выработки иммунитета от вредного воздействия медианасилия посредством повышения телевизионной грамотности — критического восприятия программ).