Сущность бихевиоризма. С точки зрения бихевиоризма подлинным предметом психологии (человека) является поведение человека от рождения и до смерти. Явления поведения могут быть наблюдаемы точно так же, как и объекты других естественных наук. В психологии поведения могут быть использованы те же общие методы, которыми пользуются в естественных науках. И поскольку при объективном изучении человека бихевиорист не наблюдает ничего такого, что он мог бы назвать сознанием, чувствованием, ощущением, воображением, волей, постольку он больше не считает, что эти термины указывают на подлинные феномены психологии. Другими словами, этими терминами пользовались потому, что вся психология ко времени возникновения бихевиоризма была виталистической. Сознание и его подразделения являются поэтому не более как терминами, дающими психологии возможность сохранить – в замаскированной, правда, форме – старое религиозное понятие «души». Наблюдения над поведением могут быть представлены в форме стимулов (С) и реакций (Р). Простая схема С–Р вполне пригодна в данном случае. Задача психологии поведения является разрешенной в том случае, если известны стимул и реакция.
Бихевиоризм заменяет поток сознания потоком активности, он ни в чем не находит доказательства существования потока сознания, столь убедительно описанного Джемсом, он считает доказательным только наличие постоянно расширяющегося потока поведения.
Журналистика по ходу развития постоянно обогащала свой исследовательский потенциал методами анализа действительности, позаимствованными из разных сфер познавательной деятельности, разных наук. Одним из таких методов, взятым из психологии, является психоанализ.
Психоанализ, проводимый на страницах прессы, нацелен на то, чтобы помочь людям постигать самих себя. Исходя из того, что всевозможные политические, экономические и другие социальные разногласия представляют собой экстериоризацию (проявление на групповом, общественном уровне) внутренних конфликтов человека, психоаналитик нацеливает читателей, зрителей, слушателей СМИ на осознание их ответственности за происходящее в обществе.
Психоанализ открывает путь к психологии индивида, в которой кроются корни психопатологии масс, питающие стадные инстинкты, жажду власти, силы разрушения и пр. Эти темные силы в ситуациях, представляющих трудность для человека, не позволяющих ему удовлетворить доминантные потребности (в случае голода, войны, стихийных бедствий и т.п.), преодолевая противостоящие им силы сознания, могут, например, проявляться всплесками насилия, жестокости, способны поставить мир на грань катастрофы (например, возникновение фашизма в Германии и развязанная им война).
Направления психоаналитического исследования в прессе задаются прежде всего его предметом, в качестве которого могут выступать: 1) поведение отдельной личности; 2) поведение социальной группы или даже общества в целом. Соответственно эти направления могут быть обозначены либо как психоанализ поведения отдельной личности, либо как психоанализ группового поведения.
Когнитивизм – раздел психологии, который изучает умственную деятельность, включая то, как люди думают, чувствуют, помнят и обучаются.
Когнитивная психология представляет, что «в общем, под сознанием мы понимаем знание о событиях или стимулах окружающей среды, а также знание о когнитивных явлениях, таких как память, мышление и телесные ощущения».
Предметом исследования когнитивистов были: 1) процессы распространения сообщений на уровни формирования, закрепления или изменения установок по отношению к объектам, имеющим социальную значимость; 2) психологическая сторона процессов возникновения и функционирования общественных настроений и общественного мнения; 3) способы побуждения людей к действиям в связи с объектами установок и мнений. Когнитивистская интерпретация позволила взглянуть на журналистское воздействие не только как на процесс внесения идеологического знания в массовое сознание, но и как процесс взаимодействия сознаний, при котором установки превращаются в убеждения, чувства, волеизъявления, процесс устойчивой организации «чувств, знаний, мотивов, выражающих соответствующее отношение к общественным идеям».