полиграфической техники.
Профессиональный интерес к газете возник у дизайнеров в конце XIX-начaла ХХ века. Развитие прессы всегда было напрямую связано с развитием полиграфических технологий. В ХVIII-начале ХIХ века русские газеты по внешнему виду ничем не отличались книг. Они печатались на оборудовании предназначенном для книгоиздания и имели книжные размеры. Текст набирался в одну колонку, заголовочные комплексы, а также иллюстрации практически отсутствовали.
С другой стороны, такой внешний вид был обусловлен и потребностями аудитории. Печатные издания служили людям единственным источником информации о текущих событиях в стране и в мире. Получив свежий номер, читатель откладывал другие дела, усаживался в кресло и просматривал газету«от корки до корки». Последовательное расположение материалов по мере убывания их значимости на страницах книжного формата обеспечивало читателю максимум удобства.
Большие печатные машины появились только в XIX веке. С этого времени газеты увеличиваются в размерах, возникает многоколонный набор, полосы начинают делиться на разделы и т.п. С появлением цинкографии в газетах начинают активно использоваться фотографии и рисунки.
Домицирующей осталась верстка внакрут, с той разницей что теперь материалы размещались последовательно из колонки в колонку. Иллюстрации ставились невпопад, шрифтовое оформление газет так же оставляло желать лучшего.
В начале XX века. В результате проведения первых социологических исследований, выяснилось, что читатели не читают газеты целиком. К 1913 году России выпускалось несколько сотен газет, число которых продолжало расти. Осилить такой объем информации читатели уже не могли. Стремясь выжить на конкурентной борьбе, редакции вынуждены были искать способ привлечeния и удержания читателей. Им становится дизайн.
После событий 1917 года интерес к исследованиям на время угасает. Дореволюционная частная пресса прекратила свое существование, вместо нее возникла новая советская журналистика.
В некоторых теоретических работах можно найти следующую периодизацию этапов развития оформления, основанную на смене четырех основных стилей: «экономного», «пестрого», «брускового» и «просветленного».
«Экономный» стиль доминировал в отечественных газетах в 1930-40-е годы, когда необходимое оборудование, бумага, краска были в дефиците, поэтому газеты старались экономить «уплотняя» верстку и размещая на одном листе как можно больше информации. Отсюда мелкие шрифты, скудное иллюстрирование, отсутствие каких-либо элементов украшения
«Пестрый» стиль сформировался в 1950-е годы, когда в типографиях началось внедрение фотонабора. До этого все составные части печатной формы(шрифты, клише для иллюстраций линейки) изготавливались в металле, а полосы состояли из большого количества металлических элементов, собранных воедино наподобие строительного конструктора. С внедрением фотонабора полосы стали выводить на прозрачной пленке, что открыло для дизайнеров новые возможности. Использование «вывороток» и «подложек», большого количества иллюстраций, линеек с разным рисунком и т.д. Все эти приемы стали доступными и активно применялись на практике. То была эпоха, когда по номеру газеты из-за обилия шрифтов можно было изучать шрифтовой стандарт.
Особенностью «брускового» стиля стал переход газет к верстке материалов, когда каждый из них представляет собой правильный прямоугольник, расположенный либо вертикально, либо горизонтально. «Ломанная» вepстка ушла в прошлое и сегодня рассматривается как оформительская ошибка.
Постепенно, к концу 1970- началу 1980-х г.г., сформировался стиль, получивший название «просветленного». Особенность этого стиля- ограниченное, всегда обоснованное использование различных средств и приемов. Дизайнеры поняли, что самое главное в оформлении- удобочитаемость, функциональность.