Теодицея — совокупность религиозно-философских доктрин, призванных оправдать благое управление Вселенной божеством, несмотря на наличие зла в мире. Термин введён Лейбницем в 1710 г. В христианской традиции серьезно вопросом теодицеи занялся Августин Аврелий. Именно его формулировки впоследствии вошли во многие теодицеи средневековой философии и позднего времени. Августин выделяет 3 уровня зла:
1)Метафизико-онтологический. Такого зла нет. Однако по отношению к богу существуют различные степени бытия.
2)Моральный. Грех. За грех возлагается ответственность только на человека.
3)Физический. Болезни, страдания, смерть.
Физическое зло -- последствие зла морального, бог не имеет к нему никакого отношения.
Два аспекта теодицеи Августина:
- Эстетический: зло - это своего рода видимость, которая имеет отрицательное значение только само по себе. С точки зрения вечности, зло - благо. В целостной картине мира такая вещь как зло имеет право на существование в силу того, что мир иначе не был бы гармоничен.
- Метафизический. Основывается на догмате креоционизма. Поскольку бог создал мир из ничего, на всем творении лежит печать небытия (ничто). Основные качества небытия - неполнота и злобность. Еще одной вехой в развитии теодицеи является учение Фомы Аквинского. Он также аппелирует к полноте и совершенству вселенной.
Два вида зла:
- Физическое зло (несовершенство вещей). Причина возводится к богу.
- Нравственное зло (несовершенство поступков, их греховность).
Причина -- в человеке, его несовершенной воле. Бог позволяет отдельным недостаткам присутствовать в частных вещах чтобы не потерпела ущерба совершенное всеобщее благо. Если бы зло как нечто частное исчезло, то вместе с ним исчезла бы и значительная часть бытия. Красота и гармония вселенной как раз и возникает из упорядоченного соединения хорошего и плохого. Зло как недостаток или порча существуют только для того, чтобы благо могло развернуться во всей своей потенции. Зло не имеет самостоятельного источника, оно присутствует в благе, основная характеристика этого -- случайность (не по сущности). Зло умаляет благо, но никогда не сможет его полностью уничтожить. Благо, преодолевая зло возвышается.