Основой для развития культуры Древней Руси являлась славянская культура. Тематика художественного творчества древнерусского государства формировалась под влиянием таких политических процессов, как:
-объединение восточнославянских племен;
-распри между Киевом и Новгородом;
-формирование древнерусской народности;
-укрепление границ древнерусского государства;
- успехи в отражении набегов кочевников;
-принятие христианства на Руси;
- феодальные усобицы.
Самые крупные достижения в области культуры — это строительство и расширение городов Древней Руси. Воздвигались величественные сооружения: Софийские соборы в Новгороде и в Киеве, Золотые ворота во Владимире.
Высокого уровня достигли ремесленники. Они создавали прочные мечи, украшая их орнаментом; кольчуги, ювелирные украшения.
Широко распространилась письменность. К середине X в. относится первая русская надпись кириллицей, которая была обнаружена на обломке горшка. О распространении грамотности говорят записи на шиферных пряслицах, кувшинах и других изделиях XI—XII вв. К XI в. относятся первые русские книги. Правда, их было немного, так как материал для их изготовления был слишком дорогим. Это вынуждало писцов работать с особой осторожностью и очень медленно.
Были заложены основы летописания. Самая древняя из дошедших до нас — «Повесть временных лет». Она описывала этапы зарождения и начальный период становления древнерусского государства.
В Древней Руси князья и бояре жили в каменных или больших бревенчатых хоромах, горожане — в небольших деревянных домах, самые низшие категории населения — в землянках.
Различия существовали и в одежде. Все без исключения носили рубахи, плащи, лапти, сапоги. Однако материал, который шел на пошив, указывал на социальное положение хозяина.
Самыми излюбленными развлечениями были охота, хороводы, игра на гуслях, забавы. Христианство еще не так глубоко проникло в сознание людей. Языческие обряды по-прежнему продолжали занимать главенствующее место.
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что культура Древней Руси — это сокровищница единой древнерусской народности. В удельный период развития Руси она стала основой для процветания культуры отдельных земель, что позволяет наряду с единым языком говорить о русских территориях как об одном целом.
Принятие Христианства на Руси, кратко описанное в данном разделе, было проведено в 988 году князем киевским, Владимиром Великим. Для государства и всего древнерусского общества это был чрезвычайно важный процесс, повернувший ход истории целого региона. Исходно Владимир пытался найти способ объединить своих людей, для этого он попытался создать пантеон славянских богов. Когда это начинание не увенчалось успехом, князь нашел новый способ для объединения своего государства под единым идейным началом, заодно укрепив свои позиции на международной политической арене тех времен. Приняв Христианство, Киевская Русь стала равной другим европейским странам, хотя ее выбор в пользу православия был не по нраву католикам.
Для развития культуры славянских народов принятие Христианства на Руси, кратко говоря, стало одной из ключевых вех развития. Киевские правители постоянно пытались контактировать с западным миром цивилизованных стран, поэтому на русской культуре отчетливо ощущается след античной и византийской культур. Главой церкви Киевской Руси стал митрополит, который до 1477 года назначался непосредственно из Константинополя.
Территория Руси разделялась на 16 епархий, во главе каждой из них стояли епископы, у которых рядовые члены церкви были в подчинении. Благодаря тому, что Владимир издал указ об оплате церковного налога в размере одной десятой своих доходов (десятину), церковь сама стала феодалом.
Часть специалистов отмечает, что князь Владимир достаточно долго размышлял над выбором новой религии для своего государства, при этом выбирал он именно из монотеистических верований. Иудаизм в то время исповедовался Хазарским каганатом, основным противником Киевской Руси на востоке, поэтому этот выбор князя Владимира не устраивал. Ислам же в это время был новой, и еще не сформированной религией. В результате выбор пал именно на Христианство, тем более что эта религия постепенно проникла на Русь задолго до прихода Владимира к власти.
Ученые разделяются во мнениях касательно распространения Христианства по Руси. Одни убеждены, что этот процесс был мирным, другие же считали, что насаждение новой веры было насильственным, так как большая часть русичей продолжала верить в своих богов. Однако, как бы там ни было, именно с этого момента грамотность стала распространенной, и появились первые школы при монастырях, в которых можно было обучиться грамоте.
В VII—VIII вв. арабы завоевали Палестину, Сирию, Месопотамию, Персию, Закавказье, Среднюю Азию, Египет, Северную Африку, Пиренейский полуостров и Северную Индию.
Арабские захватчики под знаменем священной войны огнем и мечом насаждали ислам среди порабощенных народов. На завоеванных землях образовалось обширное государство — халиифат, в котором ислам стал господствующей религией. Так ислам в феодальном халифате начал превращаться в одну из несмирных религий.
Для истории ислама характерна борьба различных направлений и сект. Уже в первый век своего существования ислам распался на два основных направления — суннизм и шиизм. Их возникновение было вызвано междоусобной борьбой за власть и влияние среди преемников и последователей Мухаммеда.
Суннизм — это основное, ортодоксальное направление ислама, последователи которого строят свое учение на Коране и сунне, а своим духовным главой признают халифа.
Шиизм развился главным образом в Персии. Шииты подвергают Коран особому толкованию, имеют свое священное предание, заменяющее сунну, не признают суннитских халифов и противопоставляют им свою династию 12 имамов, Которых считают прямыми потомками Мухаммеда.
К началу IX в. появилось рационалистическое течение в исламе. Его первыми представителями выступили мутааилипгы. В IX—X вв, было положено начало ортодоксальному мусульманскому богословию — каламу, основоположником которого считается Ашари (874—935 гг.). Этот богослов и его ученики, стремясь согласовать учения о предопределении и свободной воле, старались внушить верующим, что все действия человека предопределены Аллахом.
В X—XI вв. в процессе дальнейшего развития ислама возникли и получили всеобщее признание культ святых, монашество, мистицизм. Культ святых выражался в посещении их могил, в молитвах, религиозных церемониях и в приношениях им подарков.
Историческая обстановка в этот период создавала благоприятную почву для распространения в исламе мистицизма и связанного с ним аскетизма, Выразителями мистико-аскетического направления в исламе — суфизма — были дервиши (мусульманские монахи), которые в.Х в. стали объединяться в братства, а затем образовали суфийские ордена.
На территории древнерусских княжеств распространение ислама было связано с монгольским нашествием. Сложившиеся между странами и народами Восточной Европы, Кавказа и Средней Азии к XIII в. отношения были нарушены монгольскими завоевателями. В результате двух походов хана Батыя, внука Чингисхана, — в 1237—1238 и 1239—1240 гг.— были разгромлены крупнейшие русские княжества.
На месте Половецкой степи возникло государственное объединение монголо-татар Золотая Орда, включавшая в свой состав территорию от низовий Дуная до верховий Иртыша и Оби. Три улуса, образовавшиеся в результате монгольских завоеваний, являлись многонациональными государственными образованиями. Собственно монголы составляли в них количественно незначительное меньшинство. Основную массу кочевников в Золотой Орде представляли тюркоязычные племена, преимущественно половцы