Нидерландский философ и историк Йохан Хейзинга (1872–1945) занимался исследованием истории и философии культуры.
Главный труд – «Der Herbst des Mittelalters. Studien über Lebens- und Geistesformen» («Осень средневековья. Исследования жизни и форм сознания», 1915). В нем при помощи морфологического анализа, проведено глубокое исследование процесса культурного развития.
Общеизвестный труд Й. Хейзинга «Homo Ludens» («Человек играющий») содержит концепцию об игровом характере культуры. Согласно утверждению философа, игра предшествует культуре и создает ее, т.к. зарождается значительно ранее. В качестве главного элемента общественной жизни он называет «агональный фактор», т.е. состязательность. Глубокое изучение истории древних культур и традиционных обществ приводит ученого к мысли о непременном присутствии агонального фактора в архаичных культурах.
Основа научной концепции Хейзинга – утверждение о том, что все культурное творчество есть игра. Затем постепенно культ трансформировался в священную игру. Прекраснейший вид творчества – поэзия – также зарождается в игре и продолжает жить именно благодаря ей. Музыка и танец также представляют ничто иное как игру. Даже такой серьезный атрибут регламентации общественных отношений, как право, выделился из обычаев социальной игры – состязания. Игровое начало имеет и война, когда улаживание споров осуществлялось с помощью применения оружия.
Однако с течением времени, считал Й. Хейзинга, в процессе развития культуры игровой элемент отходит на задний план. Постепенное вытеснение игры начинается в XVIII в. и завершается к XIX в. Духом общества овладевает прагматическое начало, когда из всего, что совершает человек, необходимо извлечь пользу. Таким образом, позднебуржуазная культура утрачивает игровую традицию. Теперь она не присуща даже военным действиям, когда противоположными сторонами постоянно нарушаются договорные обязательства.
По мнению же Хейзинга, подлинная культура не может существовать без определенной доли игровых элементов. Она всегда и во всем требует честной игры, т.к. в терминах игры просматривается своеобразный эквивалент порядочности.