Это направление получило развитие в недрах социальной антропологии в начале XX в. под непосредственным влиянием позитивистского мировоззрения, согласно которому наука должна стать реальной силой в утверждении оптимальных принципов общественного устройства. Научная деятельность функционалистов оказалась тесно связанной со стремлением британского правительства создать наиболее эффективную систему колониального правления. Так, один из ведущих представителей британской науки этого направления А. Редклифф-Браун в 1915 г. возглавлял министерство образования королевства Тонга.
Тем не менее развитие функционализма оказало значительное влияние на развитие антропологии, этнографии, социологии. Активные полевые исследования функционалистов позволили ввести в научный оборот богатый фактический материал о культуре народов Африки, Австралии, Океании. Большое значение имеет то, что в данном случае тщательному изучению подверглись живые культуры, а следовательно, материалы, полученные таким путем, в меньшей степени страдали обобщениями.
Английский этнограф и социолог польского происхождения Бронислав Каспар Малиновский (1884–1942) стал одним из основателей и лидеров функциональной школы в британской антропологии.
● Основные произведения: «Аргонавты западной части Тихого океана» (1922), «Преступление и обычай в обществе дикарей», «Магия, наука и религия», «Научная теория культуры» (1944).
● Б. Малиновский изменил взгляд на природу культуры, увидел в ней не просто совокупность элементов, а некую систему, соответствующую фундаментальным потребностям человека. Таким образом, сформировался принципиально новый взгляд на исследование культуры – функционализм.
Первая работа Б. Малиновского «Аргонавты западной части Тихого океана», повествующая о культуре неизвестных племен Новой Гвинеи, стала значительным событием в социальной антропологии, т.к. знаменовала собой начало эмпирического[1] этапа в развитии антропологии и культурологии. Ученый на протяжении длительного времени жил среди туземцев, глубоко исследуя их язык, обычаи, верования, обряды, символы, установки, их повседневную жизнь и т.п.
Таким образом, богатый фактический материал, который удалось накопить Б. Малиновскому, позволил ему сделать самое сложное в науке – изменить взгляд на природу культуры, увидеть в ней не просто совокупность составляющих ее элементов, а некую систему, соответствующую фундаментальным потребностям человека. Принципиально новый взгляд на исследование культуры вызвал к жизни новое научное направление – функционализм[2].
Исследуя культуру, Малиновский рассматривал ее как совокупность самых разных проявлений человеческой деятельности в материальной и духовной сферах. Тем не менее развивая свою концепцию, он прежде всего исходил из биологических особенностей человека. По этой причине, согласно его позиции, основой человеческой культуры являются различного рода биологические потребности. В качестве основных он выделил следующие потребности: обмен веществ, воспроизводство, телесный комфорт, безопасность, движение, рост, здоровье[3]. Культурные традиции различных человеческих обществ располагают соответствующими институтами для удовлетворения этих потребностей. По мере развития обществ происходит усложнение их культурной жизни. Различие между культурами Малиновский видел в особенностях удовлетворения биологических потребностей. Их разнообразие стало основанием для классификации культур.
По культурологической концепции Малиновского, категория «потребности» тесно переплетается с понятием «функции», представляющим собой процесс удовлетворения потребностей.
Малиновский одним из первых разработал понятие «института», которое тесно связано с удовлетворением потребностей, самые основные из которых нашли свое отражение в наборе ценностей общества. Институты являются промежуточным звеном между индивидом и ценностями. Стремление достигнуть определенных ценностей побуждает индивидов организовываться в рамках института на основе соблюдения определенных правил поведения.
Таким образом, институт выступает в роли механизма, способствующего удовлетворению потребностей, а сама культура есть ни что иное, как совокупность различных институтов. Каждый из них представляет часть социальной организации общества. Непременным условием существования любой культуры является соблюдение равновесия между ее институтами. Уничтожение одного из элементов культуры чревато серьезными этнокультурными последствиями и может привести ее к деградации или гибели.
Антрополог Альфред Реджинальд Редклифф-Браун (1881–1955), один из лидеров английской школы социальной антропологии, в своих работах, так же как и Б. Малиновский, подверг переосмыслению понятие «культура», но в отличие от него интерпретировал как одну из характеристик общества. Отправной точкой культурологической концепции Редклиффа-Брауна стало положение о том, что все виды объективной реальности представляют различные классы естественных систем. Примером таких систем являются и биологические организмы, и человеческие общества. Причем природу человеческого общества он не отождествлял с биологией человеческого организма.
● Редклифф-Браун применил системный подход к изучению традиционных обществ. Различные культуры он исследовал в сравнении.
Исходя из этого основную задачу социальной антропологии он видел в пристальном изучении социальных систем, заключающемся в формулировании и обосновании условий их существования, а также в устойчивых особенностях, которые наблюдаются в ходе социальных изменений[4].
Поступки каждого члена общества мотивируются моральными нормами и обычаями, унаследованными им от общества. Поэтому его поведенческая стратегия определяется в соответствии с существующей в обществе системой отношений, частью которых является социальная структура. Таким образом, социальную структуру составляют реальные взаимоотношения людей, тогда как социальные институты призваны регулировать эти отношения, выступая в качестве структурной формы. По мнению Редклиффа-Брауна, культура представляет некую совокупность институтов, оформляющих взаимодействия индивидов. Институциональный подход к культуре сближает концепции А. Редклиффа-Брауна и Б. Малиновского.
[1] Эмпирический – основанный на опыте.
[2] Байбурин А. Бронислав Малиновский и его «Научная теория культуры» // Научная теория культуры. М., 1999. С. 5–7.
[3] Байбурин А. Бронислав Малиновский и его «Научная теория культуры» // Научная теория культуры. М., 2005. С. 7–8.
[4] Орлова Э.А. Культурная (социальная) антропология. М., 2004. С. 102–103.