Немецкий философ Фридрих Ницше (1844–1900) наряду с А. Шопенгауэром считается одним из основателей современной антирационалистической философии жизни. Он испытал сильное влияние метафизики искусства А. Шопенгауэра[1] и новых музыкальных идей Р. Вагнера[2], немаловажное значение в формировании его взглядов имела и теория борьбы за существование Ч. Дарвина. Произведения Ницше носили художественно-философский характер, за что часто подвергались критике и осуждению.
◘ Основные работы Ницше: «Рождение трагедии из духа музыки» (1872), «Так говорил Заратустра» (1883–1884), «По ту сторону добра и зла» (1886). Программное произведение – «Воля к власти», но оно не было завершено при жизни автора. Накопленные материалы под названием «Воля к власти» (1889–1901) были изданы после смерти Ф. Ницше при содействии его сестры.
Согласно концепции Ницше, мир – это бытие в себе, которое бессмысленно и хаотично. Оно чуждо и непостижимо для человека и только в искусстве оно способно обрести краски и оттенки, придающие ему смысл. Человеческая жизнь является постоянной жестокой борьбой за существование, переполненной стрессами. Для того, чтобы выжить в таких условиях, человек должен чем-то ограждать себя от них. Такой мощной защитой, по мнению Ницше, должен стать мир искусства. Сам же человек исходя из воззрений философа является либо творцом, либо материалом для творчества. В соответствии с этим всех людей он разделил на три своеобразные категории. К первой отнес обладающих высоким интеллектом, т.е. наделенных «духовным преимуществом», ко второй – тех, достоинством которых является большая физическая сила и темперамент, и к третьей – не обладающих ни тем, ни другим, т.е. посредственных. В любом человеческом обществе большинство представляет третья категория, первых и вторых меньшинство. Тем не менее именно они и составляют элиту или высшую касту. Само по себе существование посредственности Ницше считал необходимым элементом для того, чтобы появились исключения, т.е. «посредственностью обусловлена культура в ее высоком развитии». Он являлся сторонником высокого аристократического искусства, которое призвано служить немногим избранным. Таким образом, элитарная теория искусства Ницше не оставляет никакого места народу в творческом процессе человеческой истории. Творцами истинной культуры может стать раса варваров, завоевателей и людей, которые обладают еще не надломленной силой воли и стремлением к власти.
Элитарное искусство Ницше представлял в виде противостояния дионисийского и аполлоновского начал. Аполлоновское – созерцательное и упорядочивающее начало, т.к. Аполлон символизирует стремление к гармонии и покою. Он является воплощением «божественной мудрости и красоты», которая одерживает победу над страданием. Дионисийское начало, в противоположность ему, чувственно и иррационально. Дионис представляет собой олицетворение стихии жизни и бурной природы. Таким образом, согласно теории Ницше, культура развивается, преодолевая противоборство двух начал. Подчинение Диониса Аполлону порождает трагедию. По мнению самого философа, именно трагическое мировосприятие, исходящее из этих двух начал, позволило эллинской культуре в свое время достигнуть небывалого подъема.
◘ Основной мыслью, проходящей через все творчество Ницше, стала убежденность в том, что нравственные принципы не могут быть навязаны обществом, традицией, религией или воспитанием. Человек вправе сам осуществлять собственный выбор. Тех же, кто в большей степени доверяет не собственной природе, а социальным установкам, Ницше называл рабами.
Ф. Ницше был глубоко убежден, что современное ему мышление поражено нигилизмом[3], сущность которого состоит в обесценивании высших идеалов. В итоге это приводит к декадансу[4] и вырождению человечества, т.к. нигилизм ведет к потере смысла существования. В результате побеждает рационализм, господствующей становится мораль стадного человека и стремление к социальному равенству, что находит выражение в христианстве, социализме и т.д. Все это Ницше назвал «пассивным нигилизмом», которому противопоставил «активный нигилизм». Позже критики назвали это суждение «аристократическим цинизмом», суть которого заключалась в отрицании всех ранее принятых ценностей и утверждении новых – «воли к власти», морали «сверхчеловека» и др.
[1] Суть метафизики искусства А. Шопенгауэра заключалась в том, что только гений искусства благодаря чистому созерцанию и необычной фантазии способен к познанию вечной идеи и выражению ее в поэзии, изобразительном искусстве, музыке.
[2] Рихард Вагнер (1813–1883) – великий немецкий композитор, дирижер и музыкальный писатель. В своем творчестве тяготел к широким философским обобщениям и мифологическим сюжетам. Стремился соединить музыку природы, романтическую тоску по свободе и национальный пафос.
[3] Нигилизм (от лат. nihil – ничто) – течение в общественной мысли, характеризующееся отрицанием общепринятых ценностей: идеалов, моральных норм, культуры и т.п.
[4] Декаданс (от франц. dekadence – упадок) – общее обозначение кризисных явлений в философии, эстетике, литературе конца XIX – нач. XX вв., характеризующееся оппозицией к общепринятой (мещанской) морали.