Диего Родригес де Сильва Веласкес художник «золотого испанского века». Первые самостоятельные работы мастера показывают его интерес к жанру бодегонес («Завтрак», «Водонос», «Вакх в гостях у крестьян» (Пьяницы). У Веласкеса, типичнейшего испанца, почти отсутствуют произведения на религиозные сюжеты, а те, которые он избирает, трактуются им близко к бодегонес как жанровые сцены («Христос в гостях у Марии и Марфы»).
Веласкес как наблюдательный художник еще с самого начала своей творческой деятельности увлекся жанровыми картинами. В те годы в Севилье было множество самых разных трактиров, а улицы изобиловали мастеровыми и нищими. Первые известные произведения живописца отображали обыденную жизнь многочисленных ремесленников, подмастерьев и кухарок, занятых разговорами, уборкой или приготовлением пищи. Этот жанр получил название «бодегонес». Для подобных полотен характерен темный, чаще всего условный фон; трапеза простолюдинов изображалась расставленными кувшинами, тарелками, стаканами и скудной провизией, разложенной на белой скатерти или прямо на досках стола.
Позже Веласкес впервые едет в Италию, где самым большим впечатлением для него оказывается живопись венецианцев. «Кузница Вулкана»
Веласкес по праву считается одним из создателей парадного, репрезентативного портрета. Изображения его монументальны, лаконичны и глубоко выразительны по средствам. Для искусства Веласкеса, для восприятия им мира и человека вообще свойственны благородство и мера.
«Завтрак», «Водонос», «Вакх в гостях у крестьян» (Пьяницы), «Христос в гостях у Марии и Марфы», «Конный портрет принца Балтасара Карлоса», «Папа Иннокентий Х», «Портрет короля Филиппа III», «Портрет Филиппа IV», «Портрет Филиппа IV в доспехах», «Демокрит».