Орест Кипренский (1782—1836), русский живописец и рисовальщик. Представитель романтизма. Настоящим его призванием стал портрет. Содержание портретов Кипренского — духовность, сложная внутренняя жизнь человека, творческая индивидуальность («Автопортрет с кистями за ухом»).
Уже одна из первых его работ — погрудный портрет «Адама Швальбе» (1804 г.) — имела большой успех. Написанный на деревянной доске портрет казался произведением европейского мастера XVII в. Живопись Кипренского привлекает тёплыми золотистыми тонами в духе любимого им голландского художника Рембрандта.
Совет Академии художеств присудил Кипренскому за картину «Дмитрий Донской на Куликовом поле» (1805 г.) Большую золотую медаль, которая давала право на пенсионерскую поездку за границу.
Позднее Кипренский выполнил «Портрет мальчика А. А. Челищева». Свободные, смелые мазки, сочетание ярких цветов в одежде мальчика — густо-синего, алого, белого — и чёрные, почти без блеска глаза создают образ, в котором сочетаются непосредственность ребёнка и серьёзность взрослого.
Большой глубиной при внешней простоте обладают женские образы Кипренского. Портрет «Дарьи Николаевны Хвостовой» отличают спокойствие и умиротворённость. Перед зрителем жена, мать семейства, милая и обаятельная женщина. Наиболее привлекательны доброе, отзывчивое, немного печальное лицо героини и взгляд её тёплых глаз.
«Автопортрет с кистями за ухом», «Дмитрий Донской на Куликовом поле», «Портрет А.С. Пушкина», «Портрет Швальбе» (отец художника), «Портрет Дарьи Хвостовой», «Портрет мальчика Челищева».
Василий Тропинин (1776-1857), русский живописец, мастер романтического и реалистического портретов, один из основоположников романтизма в живописи России.
Уже с раннего периода художник активно интересуется и бытовым жанром, создав большое количество рисунков и этюдов украинских крестьян. Жанр и портрет органически сочетаются в его полуфигурных «безымянных» картинах, самой известной из которых является миловидная «Кружевница», подкупающая своим наивным и сентиментальным обликом
. Тропинин не раз обращался к жанровому типажному портрету («Гитарист», «Золотошвейка»), обычно повторяя такого рода композиции в нескольких вариантах.
В портретах 1830-40-х годов возрастает роль выразительной детали, в ряде случаев — пейзажного фона, усложняется композиция, напряженней и экспрессивней становится колорит. Романтическая атмосфера, стихия творчества, предстает еще более наглядной в портрете «К. П. Брюллова» .
Поздние произведения Тропинина ( «Слуга со штофом, считающий деньги») свидетельствуют об угасании колористического мастерства, однако по-прежнему привлекают своей жанровой наблюдательностью, предвосхищающей страстный интерес к бытописанию, свойственный русской живописи 1860-х гг.
«Автопортрет на фоне московского кремля», «Гитарист», «Женщина в окне», «Золотошвейка», «Кружевница», «Портрет А.С. Пушкина», «Портрет К.П. Брюллова», «Слуга со штофом, считающий деньги».