В XVII в. нидерландское искусство разделилось на две школы - фламандскую и голландскую - в связи с разделением самих Нидерландов в результате революции Картины для замков, для городских домов патрициата и величественные алтарные образа для богатых католических церквей - вот главные виды работ фламандских живописцев этого времени. Сюжеты из Священного писания, античные мифологические сцены, портреты именитых заказчиков, сцены охот, огромные натюрморты - основные жанры искусства Фландрии XVII в.
Рубенс Питер Пауль (1577-1640), великий фламандский живописец. Универсальность таланта Рубенса, его поразительная творческая продуктивность роднят его с мастерами Возрождения. В Италии он изучил и на всю жизнь полюбил античность. Вернувшись в Антверпен, Рубенс занял место главного придворного живописца Фландрии.
Искусство Рубенса - типичное выражение стиля барокко, обретающего в его произведениях свои национальные особенности. Огромное жизнеутверждающее начало, преобладание чувства над рассудочностью характерны даже для самых драматических произведений Рубенса. Картины Рубенса полны бурного движения. Обычно для усиления динамики он прибегает к определенной композиции, где преобладает диагональное направление.
«Союз Земли и Воды», «Ромул и Рем с волчицей», «Художник с женой Изобеллой Браннт», «Похищение Ганимеда», «Четыре стихии», «Прометей прикованный», «Умеренность», «Голова Медузы», «Сад любви», «Нимфы, преследуемые фавнами», «Персей, освобождающий Андромеду», «Три грации».
Антонис ван Дейк (1599–1641) Фламандский живописец. Уже в юности обратился к портретной живописи, занявшей центральное место в его творчестве. Около 1618–1620 он работал помощником Питера Пауля Рубенса, во многом восприняв его сочную, полнокровную живописную манеру.
«Амур и Психея», «Венера и Вулкан», «Юпитер и Антилопа».