Кросскультурные технологии «телесно-когнитивно-духовной» социальной работы
Данная модель социальной работы, была подготовлена как для восприятия, так и реализации ее в условиях европейской и англо-саксонской модели практики, благодаря развитию экологическим моделям социальной работы, когда сформировался целостный подход к человеку и его проблемам, на основе динамического взаимодействия биологических, психологических и социальных сфер жизнедеятельности человека, с одной стороны. С другой проблемы нового века невозможно было осмыслить и решить в рамках сложившихся традиционных подходов. Такие проблемы как домашнее насилие, наркомания, выгорание на рабочем месте и другие являются многомерными и требуют трансверсального подхода к осмыслению и решению проблем клиентов и групп, в этой связи Восточные и Западные модели социальной работы могут на основе синтеза идей и технологий комплексно решать современные проблемы.
Философия метода технологии «телесно-когнитивно-духовной» социальной работы
Согласно восточной традиции проблемы часть непрерывного развития жизни человека, отсюда проблема или боль, рассматривается как сигнал к переменам. «Телесно-когнитивно-духовная» терапия позволяет клиентам в этой связи преодолеть возникшую дисгармонию, обрести новые смыслы в пределах социальных норм и общественных стереотипах поведения.
Согласно подходам Сью-Мэн Н. и С. Чан философия технологии телесно-когнитивно-духовной социальной работы основана на принципах даосизма, буддизма, традиционной китайской медицины.
Как считают исследователи, в западной модели помощи, интервенции разработаны в рамках био-психо-социального подхода, когда вмешательство направлено на изменение одного из компонентов проблемы: поведения, представлений, различных форм эмоционального проявления.
Восточные прагматические подходы осмысляют проблемы интегративно через осмысление индивидуальных отношений со средой, при этом актуализируют физическую и духовно-нравственные отношения клиента со Вселенной. На рисунке 1 (Духовность Тело Сознание) обозначена схема рабочей модели технологии социальной работы на основе телесно-когнитивно-духовной модели. Интервенции на основе данной модели помощи клиентам предполагают выполнение следующих установок:
· Доверие внутренним ресурсам каждого человека.
· Вера в изначально альтруистическую и сострадательную сущность человека.
· Принятие жизни в состоянии динамического дисбаланса и поиска равновесия и гармонии.
· Уверенность в том, что кризис является возможностью для роста и изменения.
· Понимание того, что изменение в одном компоненте может привести к новой синергии, приводящей к благополучию и духовной целостности личности. \
Такая философия определяет сущность социальной практики, интервенции которой связаны с работой над сознанием, телом, духом.
Данные подходы и определяют технологии работы с телом, сознанием и духом, определяя следующие терапевтические задачи, которые отражены в таблице.
Особенности этических дилемм в контексте духовных вмешательств Согласно подходам американских социальных терапевтов В. Ричардс и С. Бергин, существуют особенности терапевтических интервенций, при которых духовные вмешательства должны быть ограничены:
· клиенты, которые не хотят участвовать в таких видах интервенций,
· клиенты, имеющие активные психотических симптомы, такие как слуховые галлюцинации и бред,
· клиенты, для которых духовные вопросы не имеют актуального значения в контексте заявленных проблем,
· клиенты, которые являются несовершеннолетними и их родители не дали разрешения для духовного вмешательства.
В технологиях социальной работы духовную составляющую в интервенциях нельзя абсолютизировать, поскольку она имеет ограниченные сферы применения, и не оказывает существенного влияния на решение проблем структурного характера, например таких проблем как дискриминация, материальное обеспечение, потеря работы и т.д.
SMART – принципы в «телесно-когнитивно-духовной» социальной работы
В данной модели используют SMART – принципы работы с клиентами, однако от традиционной модели они отличаются тем, что построены на основе теоретических подходов психопатологических теорий, теориях позитивной психологии и интервенциях активизации. Содержание компонентов SMART включают:
· оценивание сильных сторон клиента,
· реконструкция смыслов,
· позитивность и признательность,
· жизнеспособность,
· изменение.
Оценивание сильных сторон клиента находится в фокусе технологии «телесно-когнитивно-духовной» социальной работы. Как считает Д. Салибей, что каждый человек, группа, семья - это сообщество сильных. Проблемы могут нести в себе опасность для жизнедеятельности человека, но они также могут быть источниками вызов и возможностей. Каждая среда имеет ресурсы развития и помощи. Эти подходы лежат в основе оценивания сильных сторон клиента.
Отсюда клиническая оценка должна быть сфокусирована на следующих аспектах:
• Каковы ваши последние успехи?
• Каковы достижения, которыми Вы больше всего гордитесь из того, что сделали? • Какие Ваши качества оценивались людьми позитивно?
• Что люди говорят о сильных сторонах в вашей семье?
• Что лучше работает для вас сейчас?
• Какой эпизод из Вашей жизни Вы можете вспомнить, когда вы чувствовали себя счастливым, находчивым и предприимчивым? Что происходило в этот момент?
- Реконструкция смыслов. Социальный работник через систему интервенция и активизацию сильных сторон личности клиента изменяет его виктимные роли, роли жертвы, открывает в создавшейся ситуации новый опыт, позволяющий открыть новые роли, в том числе и те роли, которые направлены на помощь другим людям, оказавшимся в данной ситуации.
- Позитивность и признательность. Социальный работник помогает клиенту изменить самооценку на собственный внутренний мир, а также помогает обрести место клиенту в социальной среде и окружающем мире в новых жизненных обстоятельствах.
- Жизнеспособность. Социальный работник помогает клиенту развивать способности и умения, позволяющие справляться с ситуацией. Отталкиваясь от восточной философии, социальный работник активизирует альтруистические качества клиента, через ответственное принятие жизни, способствует проявлению клиента к состраданию своим ближним.
- Изменение. Телесно-когнитивно-духовная терапия позволяет гармонизировать жизнедеятельность клиента в ситуации проблем, потерь и утрат. В процессе терапии человек может развивать свой личностный потенциал, формировать новые жизненные цели, помогать другим людям.